День Мертвых – праздник живых, любимых и любящих
Традиционный День Мёртвых - Día de los Muertos – один из любимых праздников в странах Центральной Америки: Мексике, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе. Отмечают его и в США, в Калифорнии.
Во многом похожий на европейский День Всех Святых, традиции которого базируются на кельтском Самайне (Самхейне), Диа де лос Муэртос совпадает с ним и по времени проведения – его празднуют 1 и 2 ноября. Это естественно – завершение сельскохозяйственного цикла всегда давало повод для отдыха и могло предоставить все необходимое для щедрых пиров.
Но у американского праздника все же совсем другие корни и несколько иной смысл.
Корни Дня Мёртвых уходят в глубь тысячелетий: по меньшей мере, 3000 лет назад в доколумбовой Америке сложились ритуалы почитания памяти предков, характерные, наверное, для всех народов земли, но имеющие уникальные черты. Внесение этого праздника в список Мирового нематериального наследия ЮНЕСКО говорит о том, что в нем заключен смысл, делающий его ценным для всего человечества.
Праздник мёртвых у ацтеков отражал их представления о смерти и бессмертии. Вера в загробную жизнь у них не была связана со страхом вечных мук, они считали смерть – вратами в лучшее, более счастливое и радостное бытие, тем не менее, неразрывно связанное с миром живых.
Мертвые предки были защитниками, покровителями и заступниками живых перед грозными богами, с которыми души общались гораздо проще и легче, чем живые люди. В семьях родители учили детей не бояться мертвых, внушали теплые чувства к ушедшим из мира живых родственникам и друзьям. Это примиряло их и к мысли о собственной смерти, и с неизбежностью потерь. Для этого любые атрибуты смерти во время этого праздника должны были связаться с чем-то радостным, легким и добрым: вкусным угощением, веселой музыкой, яркими нарядами.
С приходом христианства праздник был слегка «подправлен» идеологически (среди его символов появился крест), но не изменил своей сути – он остался веселым. Как ни странно, День Мёртвых гораздо меньше диссонирует с идеями христианства, чем Хэллоуин: многие подчеркивают, что для празднующих его людей души усопших – никак не связаны с нечистью и злом: они добрые, веселые, любящие и любимые.
Идущее еще из ацтекской традиции чествование черепов выливается в изготовление украшений и даже лакомств в виде черепа. Сахарные, шоколадные и пряничные черепа так же ярко и богато украшаются, как и лица людей, иногда на лбу у них пишется имя – в чью память близкие будут есть сладости. Своеобразные праздничные алтари – глиняные столы с угощением - украшены черепами, цветами и… портретами умерших родственников. На них обязательно ставят Пан де Муэртос – хлеб для мертвых, который, конечно, съедят живые – за светлое и беспечальное бытие дорогих душ.
Праздничный карнавал и шествия со свечами призваны объединить живых и мертвых. Души в этот день незримо приходят посетить живых, и должны видеть, что у их близких все хорошо, они не грустят, но помнят...
Один из самых ярких образов этого праздника – мертвая модница Калавера Катрина, которая уже очень далека от ацтекской богини Миктлансиуатль, хозяйки мира усопших. Она имеет еще и назидательное значение: как ни наряжайся, а от смерти не уйдешь…
Во многом похожий на европейский День Всех Святых, традиции которого базируются на кельтском Самайне (Самхейне), Диа де лос Муэртос совпадает с ним и по времени проведения – его празднуют 1 и 2 ноября. Это естественно – завершение сельскохозяйственного цикла всегда давало повод для отдыха и могло предоставить все необходимое для щедрых пиров.
Но у американского праздника все же совсем другие корни и несколько иной смысл.
Корни Дня Мёртвых уходят в глубь тысячелетий: по меньшей мере, 3000 лет назад в доколумбовой Америке сложились ритуалы почитания памяти предков, характерные, наверное, для всех народов земли, но имеющие уникальные черты. Внесение этого праздника в список Мирового нематериального наследия ЮНЕСКО говорит о том, что в нем заключен смысл, делающий его ценным для всего человечества.
Праздник мёртвых у ацтеков отражал их представления о смерти и бессмертии. Вера в загробную жизнь у них не была связана со страхом вечных мук, они считали смерть – вратами в лучшее, более счастливое и радостное бытие, тем не менее, неразрывно связанное с миром живых.
Мертвые предки были защитниками, покровителями и заступниками живых перед грозными богами, с которыми души общались гораздо проще и легче, чем живые люди. В семьях родители учили детей не бояться мертвых, внушали теплые чувства к ушедшим из мира живых родственникам и друзьям. Это примиряло их и к мысли о собственной смерти, и с неизбежностью потерь. Для этого любые атрибуты смерти во время этого праздника должны были связаться с чем-то радостным, легким и добрым: вкусным угощением, веселой музыкой, яркими нарядами.
С приходом христианства праздник был слегка «подправлен» идеологически (среди его символов появился крест), но не изменил своей сути – он остался веселым. Как ни странно, День Мёртвых гораздо меньше диссонирует с идеями христианства, чем Хэллоуин: многие подчеркивают, что для празднующих его людей души усопших – никак не связаны с нечистью и злом: они добрые, веселые, любящие и любимые.
Идущее еще из ацтекской традиции чествование черепов выливается в изготовление украшений и даже лакомств в виде черепа. Сахарные, шоколадные и пряничные черепа так же ярко и богато украшаются, как и лица людей, иногда на лбу у них пишется имя – в чью память близкие будут есть сладости. Своеобразные праздничные алтари – глиняные столы с угощением - украшены черепами, цветами и… портретами умерших родственников. На них обязательно ставят Пан де Муэртос – хлеб для мертвых, который, конечно, съедят живые – за светлое и беспечальное бытие дорогих душ.
Праздничный карнавал и шествия со свечами призваны объединить живых и мертвых. Души в этот день незримо приходят посетить живых, и должны видеть, что у их близких все хорошо, они не грустят, но помнят...
Один из самых ярких образов этого праздника – мертвая модница Калавера Катрина, которая уже очень далека от ацтекской богини Миктлансиуатль, хозяйки мира усопших. Она имеет еще и назидательное значение: как ни наряжайся, а от смерти не уйдешь…
Веселой Катрине – даме-скелету подражают многие участницы праздника, нарядные, но с нанесенным на лицо рисунком черепа.