Деревянный мой супруг
Пожениться… с деревом? Да как такое вообще может придти в голову?! Оказывается, легко. Человечество придумало себе столько традиций и предрассудков, что соблюсти их все и при этом остаться довольным жизнью никак невозможно. Вот и приходится теперь изобретать обходные маневры и всяческие уловки.
К примеру, в индийском штате Мадрас существует закон, согласно которому младший брат в семье не может жениться прежде старшего. И что делать младшим братьям, если старший задержался в холостяках или решил вовсе не иметь семьи? Не убивать же его. Пусть женится хотя бы на дереве и тем самым откроет дорогу к венцу остальным.
Обычно старший брат так и поступает. Находит себе платан постройнее и совершает с ним свадебную церемонию. Теперь, когда закон удовлетворен, от деревянной «жены» можно избавиться. Но разводиться с деревом, по мнению индусов, это уж слишком. Платан попросту срубают, «жена» объявляется умершей, мужу и членам семьи полагается ритуально оплакать потерю. Старший брат после этого становится «вдовцом», а младшие получают, наконец, возможность жениться.
А в индийском штате Пенджаб у мужчин совсем другие причины выбирать себе деревянных невест. Там существует традиция, запрещающая мужчине брать себе третью жену при наличии двух первых, однако, четвертую и пятую жену в то же время иметь можно. Традиция эта древняя настолько, что такую старину принято просто уважать, не раздумывая о ее целесообразности. Поэтому в третий раз пенджабские мужчины совершают ритуальное бракосочетание с деревом. Чаще всего в невесты выбирают арабскую акацию (хорошо известную нам под именем мимозы). После этого обычай говорит пенджабцу: «женись на здоровье», и он вступает в брак с очередной женщиной, которая будет считаться его четвертой супругой.
Ничуть не легче в этом смысле приходится женщинам. Им тоже случается выходить замуж за деревья. Например, дочери «девадаси» (божьих рабынь) – так называют храмовых куртизанок в Индии, обычно не имеют права выходить замуж. Но обзавестись ритуальным мужем в виде дерева – для них вполне допустимо. Девушка выбирает в «женихи» крепкое здоровое дерево. Искать «мужа» следует среди определенных пород, так как по воззрениям индусов дерево подобно человеку: оно также как и мы, телом заключено во временном потоке (сансаре). Деревья бывают «мужскими» и «женскими». Мужскими считаются, например ашваттха – священный фикус и мангровое дерево. А «женскими» – тамаринд (индийский финик) и баньян (бенгальский фикус). Выйдя замуж за фикус, жена обязана заботиться о своем деревянном «муже» и всячески лелеять его. Если же дерево отмирает, вдове предстоит оплакать его, согласно обычаям.
Бывают и другие причины для столь странного замужества. В Ведической астрологии существует такое понятие, как Мангал Доша, что в переводе с хинди означает «порок Марса» и определяется положением этой планеты на небе в момент рождения. Человека с Мангал дошей называют «мангаликом». Индусы верят, что «порок Марса» приводит к большим трудностям в брачных отношениях и даже к смерти супруга. Если мангалик – женщина, то ее мужу по поверьям угрожает смертельная опасность. Чтобы отвести беду, она может ритуально выйти замуж за дерево. После свадьбы «мужа» срубают, считая, что «порок Марса», таким образом, уже оказал свое вредное влияние. После этого девушка может выйти замуж по-человечески. В подтверждение сей древней традиции в прессе широко распространилась история о подобном ритуальном замужестве известной боливудской актрисы Айшварии Рай. Однако сама она в телевизионном интервью каналу Star World опровергла эти слухи, сказав буквально следующее: «Было столько немыслимых историй. Будто бы мой свекор заставил меня выйти замуж за дерево из-за какой-то проблемы в гороскопе. Совершенная неправда. Но еще хуже, когда это начинают комментировать серьезные и уважаемые люди на ТВ, в журналах, в авторских газетных рубриках, и весь негатив сливается на меня, моих родителей, свекров, мужа... Они говорили о том, какой пример мы подаем многим суеверным индийцам и вроде как намекаем на то, что это нормально – притащить свою будущую сноху, чтобы устроить свадебную церемонию с деревом. Вот это очень неприятная ситуация».
Помимо символических браков между людьми и деревьями, в Индии существуют также чисто древесные браки. Например, владельцы манговой рощи перед сбором урожая устраивают «свадебный обряд» в ходе которого манговое дерево («жениха») женят на индийском финике («невесте») – главное, чтобы «молодожены» росли неподалеку. Этот религиозный обряд весьма недешев, поскольку включает в себя пышное богослужение (пуджу) и богатое угощение для брахманских семей. Однако совершение ритуала прославляет владельца манговой рощи.
К примеру, в индийском штате Мадрас существует закон, согласно которому младший брат в семье не может жениться прежде старшего. И что делать младшим братьям, если старший задержался в холостяках или решил вовсе не иметь семьи? Не убивать же его. Пусть женится хотя бы на дереве и тем самым откроет дорогу к венцу остальным.
Обычно старший брат так и поступает. Находит себе платан постройнее и совершает с ним свадебную церемонию. Теперь, когда закон удовлетворен, от деревянной «жены» можно избавиться. Но разводиться с деревом, по мнению индусов, это уж слишком. Платан попросту срубают, «жена» объявляется умершей, мужу и членам семьи полагается ритуально оплакать потерю. Старший брат после этого становится «вдовцом», а младшие получают, наконец, возможность жениться.
А в индийском штате Пенджаб у мужчин совсем другие причины выбирать себе деревянных невест. Там существует традиция, запрещающая мужчине брать себе третью жену при наличии двух первых, однако, четвертую и пятую жену в то же время иметь можно. Традиция эта древняя настолько, что такую старину принято просто уважать, не раздумывая о ее целесообразности. Поэтому в третий раз пенджабские мужчины совершают ритуальное бракосочетание с деревом. Чаще всего в невесты выбирают арабскую акацию (хорошо известную нам под именем мимозы). После этого обычай говорит пенджабцу: «женись на здоровье», и он вступает в брак с очередной женщиной, которая будет считаться его четвертой супругой.
Ничуть не легче в этом смысле приходится женщинам. Им тоже случается выходить замуж за деревья. Например, дочери «девадаси» (божьих рабынь) – так называют храмовых куртизанок в Индии, обычно не имеют права выходить замуж. Но обзавестись ритуальным мужем в виде дерева – для них вполне допустимо. Девушка выбирает в «женихи» крепкое здоровое дерево. Искать «мужа» следует среди определенных пород, так как по воззрениям индусов дерево подобно человеку: оно также как и мы, телом заключено во временном потоке (сансаре). Деревья бывают «мужскими» и «женскими». Мужскими считаются, например ашваттха – священный фикус и мангровое дерево. А «женскими» – тамаринд (индийский финик) и баньян (бенгальский фикус). Выйдя замуж за фикус, жена обязана заботиться о своем деревянном «муже» и всячески лелеять его. Если же дерево отмирает, вдове предстоит оплакать его, согласно обычаям.
Бывают и другие причины для столь странного замужества. В Ведической астрологии существует такое понятие, как Мангал Доша, что в переводе с хинди означает «порок Марса» и определяется положением этой планеты на небе в момент рождения. Человека с Мангал дошей называют «мангаликом». Индусы верят, что «порок Марса» приводит к большим трудностям в брачных отношениях и даже к смерти супруга. Если мангалик – женщина, то ее мужу по поверьям угрожает смертельная опасность. Чтобы отвести беду, она может ритуально выйти замуж за дерево. После свадьбы «мужа» срубают, считая, что «порок Марса», таким образом, уже оказал свое вредное влияние. После этого девушка может выйти замуж по-человечески. В подтверждение сей древней традиции в прессе широко распространилась история о подобном ритуальном замужестве известной боливудской актрисы Айшварии Рай. Однако сама она в телевизионном интервью каналу Star World опровергла эти слухи, сказав буквально следующее: «Было столько немыслимых историй. Будто бы мой свекор заставил меня выйти замуж за дерево из-за какой-то проблемы в гороскопе. Совершенная неправда. Но еще хуже, когда это начинают комментировать серьезные и уважаемые люди на ТВ, в журналах, в авторских газетных рубриках, и весь негатив сливается на меня, моих родителей, свекров, мужа... Они говорили о том, какой пример мы подаем многим суеверным индийцам и вроде как намекаем на то, что это нормально – притащить свою будущую сноху, чтобы устроить свадебную церемонию с деревом. Вот это очень неприятная ситуация».
Помимо символических браков между людьми и деревьями, в Индии существуют также чисто древесные браки. Например, владельцы манговой рощи перед сбором урожая устраивают «свадебный обряд» в ходе которого манговое дерево («жениха») женят на индийском финике («невесте») – главное, чтобы «молодожены» росли неподалеку. Этот религиозный обряд весьма недешев, поскольку включает в себя пышное богослужение (пуджу) и богатое угощение для брахманских семей. Однако совершение ритуала прославляет владельца манговой рощи.