случайная статья
array(10) { ["http://www.history.com/topics/ancient-history/ancient-egypt/pictures/egyptian-relief-sculpture-and-paintings/fresco-painting-of-nefertari-playing-senet-2*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(60) "Древнеегипетская фреска. Царица Нефертити у столика за игрой" ["link"]=> string(153) "http://www.history.com/topics/ancient-history/ancient-egypt/pictures/egyptian-relief-sculpture-and-paintings/fresco-painting-of-nefertari-playing-senet-2" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nebamun-Bankett.JPG*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(121) "Пир. Фрагмент фрески из гробницы Небамун. 1400 до н.э. Британский музей. На головах пирующих - шапочки с душистым маслом" ["link"]=> string(59) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nebamun-Bankett.JPG" } ["*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(107) "Клеопатра VII Известняк. 1 в. н. э. Британский музей. Лондон. Большая советская энциклопедия.1969—1978. " ["link"]=> NULL } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nefertiti_Standing-striding_Berlin_detail.jpg*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(92) "Царица Нефертити. Amarna; New Kingdom, 18th dynasty; 1345 г до н.э. Фото Andreas Praefcke " ["link"]=> string(85) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nefertiti_Standing-striding_Berlin_detail.jpg" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Papyrus_Ebers.png*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(14) "Папирус Эберса" ["link"]=> string(57) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Papyrus_Ebers.png" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Osiride_head_of_Hatshepsut_2.jpg*Postdlf"]=> array(3) { ["author"]=> string(7) "Postdlf" ["descr"]=> string(27) "Царица Хатшепсут. С бородой" ["link"]=> string(72) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Osiride_head_of_Hatshepsut_2.jpg" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:S_F-E-CAMERON_2006-10-EGYPT-WESTBANK-0153.JPG*Steve F-E-Cameron (Merlin-UK)"]=> array(3) { ["author"]=> string(29) "Steve F-E-Cameron (Merlin-UK)" ["descr"]=> string(54) "Парные статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри." ["link"]=> string(85) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:S_F-E-CAMERON_2006-10-EGYPT-WESTBANK-0153.JPG" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CopperIIoxide.jpg*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(31) "Оксид (II) меди - черная краска" ["link"]=> string(57) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CopperIIoxide.jpg" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CopperIoxide.jpg*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(31) "Оксид (I) меди - розовая краска" ["link"]=> string(56) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CopperIoxide.jpg" } ["https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%82.jpg*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(49) "Лазурит. В истолченном виде служил тенями для век" ["link"]=> string(101) "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%82.jpg" } }

Наконец-то ты, грязнуля, Осирису угодил!

Чисты и намаслены

     Забота о красоте в древнем Египте была тесно связана с религиозным культом. Боги Египта были в чем-то сродни герою известной сказки Корнея Чуковского – Мойдодыру: угоден им был только чистый, ухоженный, красивый человек. Мольбам немытого они бы не вняли никогда. От последнего бедняка до самого фараона – все стремились в меру своих возможностей соблюдать чистоту и ухаживать за собой. Для мытья египтяне использовали смесь золы и особого сорта глины.
  • Древнеегипетская фреска. Царица Нефертити у столика за игрой
  • Пир. Фрагмент фрески из гробницы Небамун. 1400 до н.э. Британский музей. На головах пирующих - шапочки с душистым маслом
  • Древнеегипетская фреска
  • Музыканты. Древнеегипетская фреска
  • Царица Нефертити. Amarna; New Kingdom, 18th dynasty; 1345 г до н.э. Фото Andreas Praefcke
  • Тутмес Младший. Скульптурны портрет Нефертити. Фото Maria Eugênia Mourão
  • Папирус Эберса
  • Статуя царевича Рахотепа. Известняк. 4-я династия. Медум
  • Статуя писца Каи. Лувр

     Поэтому путешественнику во времени, попавшему в древнеегипетский салон красоты, пришлось бы испытать на себе весь разнообразный перечень услуг… Начать пришлось бы с обязательного приема ванны с добавлением ароматических масел – их древние египтяне знали более двадцати. Использовались масла для самых разных целей – от питания и умягчения кожи до борьбы с целлюлитом, ну и, конечно, в качестве духов, путем интенсивного втирания. Для очищения кожи от ороговевших частичек применялся скраб из натурального Нильского ила.
     Маникюр? Пожалуйста! Красить ногти желательно в изумрудный или оранжевый цвет – именно так поступали древнеегипетские модники и модницы.

Фальшивая борода для фараона и фараонши

     Парикмахерские услуги, пожалуй, не всякого бы порадовали: волосы надлежало истреблять – и на голове, и по всему телу. Зачем они вам? Жарко, да и насекомые не дремлют… Помимо бритв (по больше части медных и бронзовых) для тотальной эпиляции применялся не только используемый и поныне способ с пережженным сахаром в смеси с соком лайма, но и кое-что посерьезнее. Например, смесь из сока, крахмала и мышьяка. Волосы выпадут сами, а что до сильнейшего яда – мышьяка, так красота требует жертв…
     Вместо собственных волос на обритых наголо головах египтяне носили парики, завитые, заплетенные в затейливые косички или даже золоченые. Большой популярностью пользовались искусственные бороды – для фараонов они были обязательным аксессуаром. Изготавливались эти фальшивые бороды из драгоценных металлов и самоцветов. Такой бородой – произведением ювелирного искусства – украшали себя не только мужчины. Знаменитая женщина-фараон (царица) Хатшепсут, правившая Египтом с 1490 по 1468 год до н.э., при которой Египет достиг небывалого процветания, тоже сидела на троне с такой бородой – символом мудрости и могущества.

     Позже египтяне все-таки пересмотрели свое отношение к волосам и даже научились тщательно заботиться об их красоте. Хотя для современного человека некоторые из их приемов ухода за шевелюрой кажутся странными. Например, для ароматизации волос они использовали огромное количество душистых масел, и лили их себе на головы на пирах, в торжественных процессиях и во время праздников. Когда масло стекало с волос на шею и плечи, все знали – человек рад, ведь помимо аромата, масло еще и символизировало – радость!
      Очень огорчала древних египтян седина. Для борьбы с нею использовалась кровь черного теленка или быка, прокипяченная с маслом, или вороньи яйца – таким образом они надеялись перенести черный цвет животного на свои локоны.
Холодная завивка волос на палочках (прообраз бигудей) или путем заплетания тугих мелких косичек была самой популярной основой для причесок.

Свежее дыхание строителей пирамид

     В памятнике древнеегипетского медицинского искусства – папирусе Эберса – содержались сведения по разглаживанию морщин, устранению родинок, борьбе с прыщиками и пятнами на коже. В качестве компонентов лекарственных составов присутствовали соки и отвары растений и различные минералы. Применение признанных египтянами серы и белой глины в составах для лечебной косметики, кстати, продолжается и по сей день.
     Стоматология в Древнем Египте, пожалуй, не вызвала бы возражений и у современных специалистов. Чтобы иметь здоровые зубы и всегда свежее дыхание, древние египтяне весьма эффективно обходились обычным луком – натирали им зубы и десны. В качестве зубного порошка они пользовались растертой яичной скорлупой, содой или бараньими рогами с добавлением сухого ладана. В качестве зубных щеток применялись разжеванные веточки мастикового дерева.
     Популярным у египтян, особенно женщин, было средство для ароматизации дыхания в виде жевательных шариков на основе меда, ладана и тех же разнообразных ароматических масел.

Ядовитые краски и линия косметики «от Клеопатры»

     Декоративная же косметика древних египтян была яркой, броской и совершенно беспощадной для здоровья. Для знатных людей она была просто убийственной: в качестве пигментов для макияжа использовались сурьма, сульфиды свинца, окислы меди, толченый малахит. Более безобидные лазурит для голубой подводки для глаз и помада на основе хны и охры, пожалуй, были исключением…
     Символом древнеегипетских косметических искусств стала легендарная царица Клеопатра, которая, не обладая от природы выдающимися внешними данными, с помощью своего обаяния и умелого применения косметики стала подлинным «секс-символом» эпохи. У Клеопатры было даже собственное производство косметики, где по ее рецептам и рекомендациям, изложенным ею в рукописи «О лекарствах для лица», изготавливали пудру, румяна и губную помаду.


Авторы фото: Steve F-E-Cameron (Merlin-UK)PostdlfAndreas Praefcke, Maria Eugênia Mourão.
  • Царица Хатшепсут. С бородой
  • Парные статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.
  • Стоматологический мост. Зубы соединены с помощью золотой проволоки
  • Оксид (II) меди - черная краска
  • Оксид (I) меди - розовая краска
  • Лазурит. В истолченном виде служил тенями для век
  • Малахит
  • Клеопатра VII Известняк. 1 в. н. э. Британский музей. Лондон. Большая советская энциклопедия.1969—1978.
конец статьи
Прямая ссылка на статью: http://avantyra.com/1129 Отправить ссылку случайная статья

История

Популярные статьи

 

Наверх