случайная статья
array(2) { ["https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82#mediaviewer/File:JohnFrumCrossTanna1967.jpg*Tim Ross"]=> array(3) { ["author"]=> string(8) "Tim Ross" ["descr"]=> string(100) "Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г." ["link"]=> string(135) "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82#mediaviewer/File:JohnFrumCrossTanna1967.jpg" } ["http://agentur-focus.de/Lightboxen/CL/120308VanuatuCargoCult/index.html*Vlad Sokhin"]=> array(3) { ["author"]=> string(11) "Vlad Sokhin" ["descr"]=> string(25) "Верны заветам Джона Фрума" ["link"]=> string(71) "http://agentur-focus.de/Lightboxen/CL/120308VanuatuCargoCult/index.html" } }

Самолетопоклонники. Предки из ООН

Эта статья разделена на несколько частей, остальные части вы можете найти здесь:
     Молитвы как способ обращения к божеству, безусловно, очень важная часть религии, но непосредственным как дети туземцам этого было недостаточно. Им хотелось иметь более надежную и, желательно, двустороннюю связь с Джоном Фрумом. И островитяне ее наладили…
  • Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г.
  • Последователи культа принца Филиппа
  • Культ имитирует военную службу в армии США
  • Энтузиазм веры
  • Верны заветам Джона Фрума
     В конце пятидесятых годов молодой натуралист Дэвид Аттенборо, (который позже приобрел широкую известность как создатель знаменитых документальных сериалов ВВС о природе) прибыл в Южную Океанию вместе с кинооператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать здешние карго-культы.

«Радиохозяин Джон»

     Результаты своей поездки он изложил в книге «Поиски в раю», один экземпляр которой подарил английскому биологу Ричарду Докинзу. Много лет спустя – в 2006 году – профессор Оксфордского университета Докинз выпустил в свет книгу «Бог как иллюзия», где, говоря о возникновении карго-культов, обильно цитировал Аттенборо. «Антропологи зафиксировали, – писал путешественник о возникновении островных религий, – два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее, причем, как правило, они возникли совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия».
Особенно заинтересовал Аттенборо культ Джона Фрума. В конце концов, ему удалось познакомиться с первосвященником – Намбасом. Жрец утверждал, что ему заранее было известно о прибытии натуралиста: об этом ему сообщил «по радио» сам Джон Фрум. Намбас утверждал, что он запросто общается с мессией по радио, и называл его при этом «радиохозяин Джон». Разговор, по свидетельству Аттенборо, происходил так: Намбас обматывал некую внушаемую старую туземку проводами. Старушку щедро потчевали кавой, от чего глаза у нее закатывались, и она начинала бормотать ахинею, а жрец с серьезным видом толковал это «радиосообщение».
      Затем натуралист поинтересовался, видел ли Намбас Джона Фрума? Жрец энергично закивал, да-да, видел много раз! «Как он выглядит?» – спросил Аттенборо. «У него белое лицо, – подумав, сказал Намбас. – Он высокий человек. Живет в Южной Америке».
Первые легенды описывали Джона Фрума, как человека малорослого, но видимо, с годами божество сильно выросло в глазах местного населения. 
     В 1978 году они объявили мужа английской королевы реинкарнацией духа гор, а фотографию на государственном уровне стали считать аналогом иконы. Копию снимка можно встретить и в хижинах, и в школах, и в местных учреждениях – туземцы на нее молятся. Вскоре, по просьбе туземцев, принц направил им еще одну фотографию, где он позирует с оружием, а в 2000 году – еще одну.
     Тесное «общение» первосвященника с «радиохозяином Джоном», вероятно, помогало утолить духовный голод островитян, ожидавших возвращения мессии. Эти и подобные свидетельства жрецов сохраняют свою эффективность до сих пор. По нынешним данным, примерно пятая часть граждан республики Вануату продолжает следовать учению последнего из оставшихся карго-культов.

Дух гор против Джона Фрума

     В 1974 году культу Джона Фрума неожиданно был нанесен коварный удар – остров Танна в рамках традиционной миссионерской поездки по своим бывшим колониям посетили венценосные супруги – королева Англии Елизавета II и принц Филипп. В этом обычном официальном визите туземцы усмотрели божественное снисхождение. Принц – мужчина импозантный, без сомнения, он выглядел впечатляюще в белой форме Военно-морских сил и в шлеме с плюмажем. В рамках визита Его Высочество посетил островную больницу, пощупал пульс у нескольких детей, затем заглянул на местную свиноферму. Его явление сотворило «чудеса» – больные детишки поправились, а свиньи принесли обильное потомство. Впечатлительные островитяне были поражены. Многие из них решили, что принц Филипп является воплощением Джона Фрума. Другие опознали в супруге королевы божественного духа гор. На островах давно бытовало сказание о том, что сын духа гор когда-то уехал за море, чтобы жениться на очень богатой и важной женщине.      
     Во время визита островитяне, наблюдая, как местные белые чиновники с почтением относятся к английской королеве, решили, что ее супруг и есть сын духа гор.
     В результате часть островитян переметнулась из одной веры в другую. Ядро почитателей принца Филиппа составили члены племени Yaohnanen, они основали собственную «церковь», которая стала существовать параллельно с культом Джона Фрума. Во второй половине семидесятых комиссар-резидент в Вануату сообщил принцу Филиппу о том, как его почитают на острове, и предложил супругу Елизаветы II послать аборигенам свой портрет. Официальная фотография с автографом принца была подарена местным жителям. Обрадованные туземцы принесли перед портретом жертву – закололи свинью. В1978 году они объявили мужа английской королевы реинкарнацией духа гор, а фотографию на государственном уровне стали считать аналогом иконы. Копию снимка можно встретить и в хижинах, и в школах, и в местных учреждениях – туземцы на нее молятся. Вскоре, по просьбе туземцев, принц направил им еще одну фотографию, где он позирует с оружием, а в 2000 году – еще одну. Эти подарки были приняты с благоговением и хранились у вождя племени, члены которого верили, что однажды принц вернется к ним, чтобы омолодиться самому и омолодить всех туземцев, после чего немедленно наступит вечная райская жизнь.
      В 2007 году официальная делегация республики Вануату (состоявшая из пяти почитателей принца Филиппа) прибыла с государственным визитом в Лондон. Все они первым долгом направились в Музей восковых фигур мадам Тюссо, где сорок минут истово молились перед фигурой принца Филиппа.
Поклонники супруга английской королевы знают, что их божество находится на закате жизни. Правда, в глубине души они надеются, что принц Филипп окажется бессмертным, но если это не так, племя Yaohnanen готово перенести свои религиозные чувства на его потомков.
      Любопытно, что оба этих культа на Вануату всегда сосуществовали мирно, и никаких религиозных конфликтов между их последователями не было.

Раскол

      Как любая настоящая религия, культ Джона Фрума не избежал раскола. Однажды из деревни Иликиль в деревню Лимакара явился пророк Фред. Он умудрился взбаламутить местных почитателей Джона Фрума, изложив им свою версию «правильной веры», сочетавшей традиционный «кастом», христианские догматы и веру в Джона Фрума.   Последнего новоявленный пророк потеснил с пьедестала, объявив его всего лишь одной из фигур в новом пантеоне. Островитяне, может, и слушать его не стали бы, но Фред удачно предсказал им прорыв дамбы, которая отгораживала местное озеро от океана. И после катастрофы островитяне ухватились за новую религию. Пророк Фред запретил своим последователям всякие разговоры о «карго» и велел почитать только вануатский флаг и никакой другой.
      В деревне Лимакара остались жить верные старому культу туземцы. В обычной тростниковой хижине они устроили часовенку Джона Фрума. В качестве священных предметов в часовенке имеется старый американский флаг и остатки военной униформы.   Из-под крыши свисает лиана, к концу которой прикреплены глобус, каменный топор и парочка зеленых камней. Под этой конструкцией стоят две черные доски с заповедями Джона Фрума, которые он якобы дал островитянам: вести праведную жизнь и не убивать друг друга. Туземцы заповеди чтут, но далеко не всегда соблюдают.
     Религиозные страсти не раз приводили к дракам между приверженцами старой веры из Лимакары и отступниками из Иликиля. В результате много верующих получили увечья, сгорело несколько тростниковых хижин и церковь.
     Однако случались у поклонников карго-культа и грехи куда посерьезнее. Время от времени по «черным островам» Южной Океании проносятся будоражащие известия о массовых убийствах, в которых власти и полиция обвиняют приверженцев карго-культа. По заявлению местного полицейского начальника Энтони Вагамби, движение «самолетопоклонников» сегодня распространено весьма широко. И именно они совершают ритуальные убийства, принося своих соплеменников в жертву «богам», ведающим грузовыми лайнерами. Участники культа верят, что если духи примут жертву, то смилуются и вновь пошлют островитянам всяческие материальные блага… 
«Как-то я сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:
– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет. Он обещал и обещал, а «груз» все равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
– Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет».

Впрочем, ритуальные убийства – это все-таки крайность, как и случаи каннибализма, еще недавно имевшие место в республике Вануату. Большинство же верующих ведет себя мирно. Каждую пятницу приверженцы Джона Фрума из Лимакары собираются на всенощное бдение. Они пьют каву, а потом, войдя в раж, распевают под аккомпанемент укулеле (местных щипковых инструментов) гимны, в конце которых непременно звучит рефрен: «Мы ждем тебя, Джон! Когда же ты придешь с обещанным карго?»

Предки из ООН

     Важный вопрос тревожил антропологов: почему на Танне все это не закончилось давным-давно? Ведь культы карго в Южной Океании повсеместно возникали и раньше, их было множество, но почти все они продержались недолго. Почему же на Танне культ все еще процветает, в то время как остальные, ему подобные, давно сошли на нет, растеряв последователей? Первосвященники островной религии, напротив, не видят в этом никакой загадки или мистической подоплеки. Это нормально, говорят они, что люди разочаровались и вернулись к привычной вере в духов, или ударились в христианство, или вообще бросили богоискательство. Просто на Танне вера оказалась сильнее, вот и все. Это вопрос веры.
     Но ученых столь иррациональное объяснение не устраивает. Основательно исследовав историю вопроса, они пришли к выводу, что развитие карго-культа все же подчиняется обыденной человеческой логике.
     После того, как островитяне дружно уверовали в Джона Фрума и занялись постройкой тростниковых самолетов, расчисткой взлетно-посадочных полос, круглосуточными бдениями и прочими утомительными делами, у них просто не осталось времени и сил на обычную жизнь. Они перестали возделывать поля, порезали и съели без оглядки на завтрашний день домашний скот, забросили традиционные промыслы и… оказались в буквальном смысле на грани голодной смерти. Несколько десятков племен, проводящих дни в ожидании подачек с неба, попали в бедственное положение.
     Специалисты – антропологи и этнопсихологии – забили тревогу. Мировое сообщество, разумеется, не могло допустить такой катастрофы, поэтому в оголодавшие деревни стала поступать гуманитарная помощь от ООН и Красного Креста. Вожделенные самолеты все-таки прилетели! Спасательные миссии работали не одно десятилетие. Время от времени грузовые борта сбрасывали на тихоокеанские острова муку, консервы, предметы первой необходимости, которые туземцы, разумеется, считали подарками «от предков».    Спасательные операции ООН окончательно убедили аборигенов в истинности их веры. Ведь в ответ на горячие молитвы «железные птицы» вновь доставляли им карго.
     В 1987 году по региону пронесся чудовищный ураган, после которого туземцы, наконец, получили весточку от своего божества. В США сострадательные американцы, не понаслышке знакомые с этим бедствием, собрали «первую помощь»: продукты, палатки, медикаменты. На ящиках, доставленных на остров, значилось: «От американского народа».      После этого убеждать туземцев, что дары поступили не от Джона Фрума, не взялись даже терпеливые миссионеры.
     В наши дни забвение карго-культу на Вануату тоже не грозит, более того, он испытывает небывалый подъем. Причиной тому стала широкая «рекламная кампания», которую устроили экзотической религии западные СМИ. Любопытством людей немедленно воспользовались турагентства. Туристы щедро платят адептам за возможность посмотреть и поучаствовать в диковинных церемониях и ритуалах, и аборигены очень довольны: «вера работает!» Сегодня среди населения восемнадцатимиллионной Океании последователями карго-культа являются уже более двух сотен местных племен.

Неопровержимый аргумент

     Тот факт, что обещанный приход мессии все еще не состоялся, давно уже никого не смущает. Поначалу христианские миссионеры еще пытались вызывать приверженцев карго-культа на религиозные диспуты в надежде переубедить их и вернуть заблудшие души в лоно церкви. Однако невежественные аборигены нашли совершенно неотразимый аргумент, ставший своеобразным знаменем новой религии. По словам Дэвида Аттенборо, впервые изложившего эту историю, дело было так.
     «Как-то я сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:
– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет. Он обещал и обещал, а «груз» все равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
– Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет».
     Тот же самый ответ некий последователь Джона Фрума дал канадскому журналисту примерно через сорок лет после того, как Дэвид Аттенборо пытался переубедить Сэма.
     Теперь же, благодаря доброте спасателей из западного мира, островитяне добавили к списку преимуществ своей религии еще один немаловажный пункт. Опрокидывая многословные рассуждения миссионеров, они заявляют с детской прямотой, что христианам их Бог не посылает никаких подарков вот уже две тысячи лет, а аборигенам пришлось дожидаться щедрых даров от Джона Фрума совсем недолго.

Как дважды два

     Опираясь на историю карго-культов Южной Океании, Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» описывает современную модель создания религии, отмечая наиболее заметные особенности зарождения верований вообще.
     Первое, что обращает на себя внимание – поразительная скорость, с которой может возникнуть новая религия. Она распространяется среди людских масс подобно эпидемии и в самое короткое время становится убеждением каждого.
     Второе – это удивительное «беспамятство» касательно подробностей зарождения новой веры. Всего лишь одно-два поколения спустя никто уже не помнит твердо, с чего все начиналось и как происходило. При этом попытки установить истину научным путем, опираясь на историю и архивы, входят в явное противоречие с массовыми убеждениями.
     Третье – наличие объективных предпосылок в человеческой психике, благодаря которым очень похожие культы возникают одновременно и совершенно независимо в разных точках.
     И последнее – карго-культы похожи не только между собой (что вполне объяснимо общими историческими и социальными условиями), они также имеют очевидное сходство с древними религиями. Эта особенность навела ученых на мысль, что и современные мировые религии могли зародиться и распространиться в мире согласно тем же принципам, что и культ Джона Фрума. Если идеи, лежащие в его основе, докажут свою жизнеспособность, то с течением времени карго-культ может преобразиться в сложную систему (или даже разветвленный куст потомственных религий), которые будут господствовать в этом тихоокеанском регионе.
     Сегодня это предположение все еще кажется чересчур смелым. Однако человеческая история знает немало примеров того, как оторванные от жизни и совершенно бездоказательные утверждения – о трех китах (слонах, черепахах), о людях с собачьими головами, которые якобы ходят вверх ногами на другой стороне Земли, – веками формировали картину мира в головах современников. Механизм этого явления убедительно раскрыл в 1952 году английский математик Бертран Рассел в своей неопубликованной статье «Есть ли Бог». Он сумел наглядно показать, как дикое с точки зрения здравого смысла и совершенно бездоказательное заявление может утвердиться в роли религиозного догмата.
      «Если бы я стал утверждать, – писал Рассел, – что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть мое утверждение, добавь я заранее, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку мое утверждение невозможно опровергнуть, разумное человечество не имеет права сомневаться в его истинности, мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающегося передали бы на попечение психиатров в эпоху Просвещения, а ранее – в опытные руки инквизиции».
     Иными словами, у смешной с точки зрения современного человека островной религии, при определенных обстоятельствах, может быть большое будущее. Тем более что, как показало время, карго-культу оказались подвержены не только далекие от цивилизации папуасы, но и современные высокообразованные граждане.

Мистер Фейнман не шутил

     Одним из первых, кто обратил внимание на сходство многих процессов в современном обществе с карго-культами, был выдающийся американский физик-теоретик, один из создателей атомной бомбы, лауреат Нобелевской премии Ричард Филлипс Фейнман.
     В 1974 году он произнес перед выпускниками Калифорнийского технологического института речь «Наука самолетопоклонников» (позже она вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»).
     В своем выступлении ученый обобщил ряд интереснейших наблюдений над разными сферами жизни общества и назвал целый ряд отраслей, где современные исследователи, экономисты, медики, педагоги, уподобляясь невежественным папуасам, копируют внешние атрибуты какого-нибудь явления, совершенно не понимая его сути.
      Например, говорил Фейнман, мы безосновательно верим «в то, что мы знаем, как надо учить. Существуют целые школы новых методов чтения, математических методов и т. п., но если присмотреться, вы увидите, что люди читают все меньше, во всяком случае, не больше, чем раньше, несмотря на то, что мы систематически развиваем эти методы. (…)
     Однако все это считается наукой. И, по-моему, обычные люди, которые судят с позиций здравого смысла, запуганы этой псевдонаукой. Учителя, у которого есть хорошие идеи по поводу того, как научить детей читать, система образования вынуждает учить их иначе, а порой и обманывает, заставляя думать, что его собственный метод далеко не так хорош.    Или мама непослушных мальчиков, так или иначе наказав их, всю свою оставшуюся жизнь испытывает чувство вины из-за того, что поступила "неправильно", по мнению специалистов. Мы должны по-настоящему всмотреться в неработающие теории и в ту науку, которая наукой не является». 
«Карго-культ» проявляется и в потреблении электронных устройств – телефонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Многие потребители выбирают не само устройство, а имидж «продвинутости», умело созданный вокруг него производителями, который автоматически переносится и на владельца. Более того, в рамках этого культа выбор электронного устройства означает для обывателя, что его умственные способности расширяются, соответственно возможностям купленной техники.
     Эти педагогические и психологические изыскания Фейнман и назвал «наукой самолетопоклонников», сравнив их с ритуалами папуасов, которые воссоздают внешний вид аэродромов вплоть до мелочей: «Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся. Я называю упомянутые науки «науками самолетопоклонников», потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолеты не приземляются».

Тростниковый самолет, iPod и team building

     С подачи Фейнмана стало очевидно и то, что карго-культу в его переносном смысле подвержены в разных областях огромные человеческие массы. Это и слепое копирование демократических и социальных институтов западного мира на постсоветском пространстве, отнюдь не приводящее к автоматическому улучшению жизни и созданию гражданского общества. И формальное внедрение «цивилизованных» методологий и принципов управления предприятиями, без понимания сути этих нововведений.   Подверженные «карго-культу» бизнесмены и руководители предприятий, вместо того, чтобы навести элементарный порядок и обеспечить стабильный производственный процесс, попадают под магическое влияние «гуру» бизнес-технологий и их «заклинаний»: ISO, SAP, бюджетирование, team building… Начинается внедрение программ сертификации качества, введение автоматизированной системы управления внутренними процессами, такими как бухучет, торговля, финансы, управление складами и т. д.
В итоге наличие инструментов управления, призванных сократить расходы и повысить качество товаров и услуг, зачастую не вносит абсолютно никаких изменений в технологические процессы на производстве, но может влиять на стоимость активов предприятия, поскольку клиенты (также подверженные «карго-культу») думают, что заявленные передовые методы управления сами собой приведут к успешному результату.
     «Карго-культ» проявляется и в потреблении электронных устройств – телефонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Многие потребители выбирают не само устройство, а имидж «продвинутости», умело созданный вокруг него производителями, который автоматически переносится и на владельца. Более того, в рамках этого культа выбор электронного устройства означает для обывателя, что его умственные способности расширяются, соответственно возможностям купленной техники.
      Особенно подвержены «карго-культу» молодые, неустоявшиеся умы, начиная от школьников, перенимающих атрибуты «взрослой жизни», и заканчивая неформальными молодежными движениями, бездумно копирующими внешние признаки одноименных западных течений.

      Эти социологические наблюдения показывают, что наличие или отсутствие развитой цивилизации мало сказывается на особенностях человеческой психики: людская природа и в хижинах, и в небоскребах, в сущности, одна и та же. Пожалуй, единственное наше преимущество состоит в том, что, глядя на религию тихоокеанских самолетопоклонников, мы способны увидеть себя со стороны.

конец статьи
Прямая ссылка на статью: http://avantyra.com/507 Отправить ссылку случайная статья

Феномен

Популярные статьи

 

Наверх