Что скрывают статуи с начинкой
Самые большие из всемирно известных пустотелых монументов, такие как Статуя Свободы, памятник Чингисхану в Монголии, два японских гиганта – Будда Амитабха и богиня Каннон – служат музеями и приглашают не только посмотреть на них, но и внутрь заглянуть.
Скульптурных изображений, внутри которых было что-то живое или некогда бывшее живым, в истории человечества было довольно много.
Удивительные находки археологов часто свидетельствуют о том, что многие древние культуры стремились создать образ умершего человека из материала менее тленного, чем его тело. Чаще всего это было проявлением почтения, любви и заботы о том, чтобы душа в ином мире имела надежное пристанище, временное или постоянное.
Южноамериканские индейцы чинчорро, проживавшие на территории Перу и Чили широко использовали этот способ увековечивания памяти своих близких. Еще 6 тысяч лет назад они изготавливали примитивные мумии из тел своих умерших детей, воссоздавая мягкие ткани из глины, и тщательно раскрашивали их.
Однако часто создатели скульптур «с секретом» вовсе не имели в виду ничего плохого.
В XVII-XVIII столетии многие добрые католики Старого и Нового Света дарили свои биоматериалы церкви, в том числе и для создания изображений святых. Обладательницы густых красивых волос могли пожертвовать их для париков, украшавших головы статуй. Но этим не ограничивалось.
Еще одна находка внутри скульптуры прогремела на весь мир недавно. Мумия китайского буддистского монаха в медитативной позе оказалась замурована в статуе сидящего Будды. Проводя рентгеновское исследование и компьютерную томографию статуи, которой, по меньшей мере, 1000 лет, команда ученых из Нидерландов во главе с Эриком Брейном, увидела внутри статуи мумифицированные человеческие останки. Внутренности мумии были когда-то удалены, их место занимают написанные иероглифами на кусочках бумаги какие-то тексты.
Практика самомумификации для достижения полного просветления существовала в странах, где исповедовали буддизм. Немало мумий, которые люди изготовили из себя сами с помощью суровой аскетической диеты, хранится в монастырях Японии. Возможно, китайский монах Ли Кван (судя по надписям на бумажках, находящихся в его брюшной полости) самомумифицировался именно таким образом, а позже его тело в знак особого почтения замуровали в статуе Будды.
Поскольку удивительные находки биоматериалов, заключенных в статуях, удается обнаружить лишь с помощью специального оборудования во время детальных исследований, легко предположить, что множество экспонатов, хранящихся в музеях мира, еще преподнесет человечеству сюрпризы, оказавшись статуями с начинкой.
Но это – достаточно молодые статуи, с созданием которых не связано никаких странных и страшных тайн. Вообще-то пространство пустотелых статуй – достаточно популярный тайник. В маленьких скульптурах довольно удобно было хранить деньги и драгоценности. И не только. Немало находок свидетельствует о том, что внутри статуй содержатся фрагменты тел людей.
Скульптурных изображений, внутри которых было что-то живое или некогда бывшее живым, в истории человечества было довольно много.
Удивительные находки археологов часто свидетельствуют о том, что многие древние культуры стремились создать образ умершего человека из материала менее тленного, чем его тело. Чаще всего это было проявлением почтения, любви и заботы о том, чтобы душа в ином мире имела надежное пристанище, временное или постоянное.
Южноамериканские индейцы чинчорро, проживавшие на территории Перу и Чили широко использовали этот способ увековечивания памяти своих близких. Еще 6 тысяч лет назад они изготавливали примитивные мумии из тел своих умерших детей, воссоздавая мягкие ткани из глины, и тщательно раскрашивали их.
Мумии чинчорро, особенно самые маленькие, легко было поначалу принять за глиняные статуэтки, что и случалось нередко, и лишь рентгеновское исследование показало – внутри глиняных фигурок – крошечные скелетики. Не совсем ясно, как себе представляли чинчорро послесмертный мир, но их «художественная мумификация» превращала усопших близких в своеобразные произведения искусства. Судя по тому, что краска на глине была нанесена в несколько слоев, ее подновляли, реставрируя эти странные арт-объекты.
С совсем иными целями изготавливали куклы, содержащие человеческие биоматериалы гаитянские знахари и европейские приверженцы черной магии. Наверное, именно память о них вызывает у людей настороженное, негативное отношение к куклам и статуям «с начинкой». Можно не верить в возможность причинить человеку вред таким способом, но само намерение уже бросает тень на создателей таких объектов.
С совсем иными целями изготавливали куклы, содержащие человеческие биоматериалы гаитянские знахари и европейские приверженцы черной магии. Наверное, именно память о них вызывает у людей настороженное, негативное отношение к куклам и статуям «с начинкой». Можно не верить в возможность причинить человеку вред таким способом, но само намерение уже бросает тень на создателей таких объектов.
Однако часто создатели скульптур «с секретом» вовсе не имели в виду ничего плохого.
В XVII-XVIII столетии многие добрые католики Старого и Нового Света дарили свои биоматериалы церкви, в том числе и для создания изображений святых. Обладательницы густых красивых волос могли пожертвовать их для париков, украшавших головы статуй. Но этим не ограничивалось.
Недавно в Мексике случайно обнаружили во время реставрационных работ в деревянной статуе Христа, созданной в XVIII веке – 8 человеческих зубов, здоровых, белоснежных, даже с корнями. В католической традиции изображения святых очень реалистичны, нередко они инкрустировались биоматериалами животного происхождения – кроличьими зубами, ногтевыми пластинками, выпиленными из коровьих рогов. Но человеческие зубы внутри у статуи – историкам встретились впервые. Пока неясно, при каких обстоятельствах и кем было сделано такое пожертвование – ученым еще предстоит определить возраст и пол того, кому принадлежали эти зубы.
В одном лишь можно быть уверенными: дарителем двигали религиозные чувства, эта жертва подкрепляла какую-то очень важную просьбу, обращенную к Богу или выражала благодарность за некое отрадное событие.
Еще одна находка внутри скульптуры прогремела на весь мир недавно. Мумия китайского буддистского монаха в медитативной позе оказалась замурована в статуе сидящего Будды. Проводя рентгеновское исследование и компьютерную томографию статуи, которой, по меньшей мере, 1000 лет, команда ученых из Нидерландов во главе с Эриком Брейном, увидела внутри статуи мумифицированные человеческие останки. Внутренности мумии были когда-то удалены, их место занимают написанные иероглифами на кусочках бумаги какие-то тексты.
Практика самомумификации для достижения полного просветления существовала в странах, где исповедовали буддизм. Немало мумий, которые люди изготовили из себя сами с помощью суровой аскетической диеты, хранится в монастырях Японии. Возможно, китайский монах Ли Кван (судя по надписям на бумажках, находящихся в его брюшной полости) самомумифицировался именно таким образом, а позже его тело в знак особого почтения замуровали в статуе Будды.
Поскольку удивительные находки биоматериалов, заключенных в статуях, удается обнаружить лишь с помощью специального оборудования во время детальных исследований, легко предположить, что множество экспонатов, хранящихся в музеях мира, еще преподнесет человечеству сюрпризы, оказавшись статуями с начинкой.