Тайна черной мадонны. Тамплиеры и Великое Делание
Эта статья разделена на несколько частей, остальные части вы можете найти здесь:
- Часть 1
- Часть 2
Возникновение рыцарского ордена тамплиеров окутано множеством тайн. Точная дата его основания теряется в веках, а первое достоверное упоминание о нем случилось только лет через семьдесят, когда тамплиеры уже вошли в силу. Французский историк XII века Вильгельм Тирский писал, что орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона был основан в Иерусалиме в 1118 году. Основали его 9 рыцарей, будто бы для того, чтоб защищать пилигримов, идущих в Святую Землю.
Основатели были тесно связаны сложной сетью фамильного родства «Rex deus».
Вскоре стало понятно, что своей главной задачей тамплиеры видят вовсе не охрану и защиту паломников на пути в Иерусалим. Их штаб-квартира разместилась в мечети, построенной на территории Храма Соломона. От слова «храм» – Temple – и пошло название ордена – тамплиеры. Рыцари занялись раскопками под храмовой горой, покровительствовал им Царь Иерусалима Балдуин II. Сам факт этих раскопок документально подтвержден исследованиями в XX веке.
По мнению историков, основатели ордена извлекли из-под Храма все драгоценности, как принадлежащие им по праву рождения, а также свитки, по которым впоследствии восстановили обряды Иерусалимского Храма по поклонению Иегове, и втайне от католической церкви исполняли их.
Изыскания тамплиеров продолжались 9 лет, а затем основатели ордена вернулись в Европу – пора было подумать об официальном признании организации.
Духовным лидером тамплиеров был Бернар Клервоский – мистик, общественный деятель и цистерианский монах, связанный кровными узами с «Rex Deus».
В то время Бернар был главным советником Папы Гонория II, а ранее – его учителем. Он ходатайствовал перед Папой о легализации нового ордена и о том, чтобы дать рыцарям первое религиозное посвящение. Гонорий II согласился, по его приказу был созван церковный Собор, который открылся в Труа 14 января 1128 года. А 31 января храмовникам был вручен устав ордена, составленный Бернаром Клервоским.
В этот документ составитель внес особое условие, которое обязаны были соблюдать все рыцари-тамплиеры: «повиноваться Вифании и дому Марии и Марты». Это значит, что храмовники должны были поклясться в верности и поклоняться династии, начало которой положили Мария Магдалина и Иисус.
Это обстоятельство позволило ученым выдвинуть версию, что великие соборы Нотр-Дам (нашей Госпоже), строительство которых велось на деньги тамплиеров и цистерцианцев, на самом деле были посвящены не Богоматери, а Марии Магдалине и сыну Иисуса. С точки зрения церкви – версия еретическая, чтоб не сказать кощунственная. Но все же рассмотрим ее.
Мария Магдалина в назорейской традиции представлялась в черном одеянии и на ее голове обычно изображалась звездная корона Софии – премудрости Божией. На голове ее младенца – золотая королевская корона.
В 70-х годах прошлого века французский ученый Жак Хайнен изучил сотни Черных Мадонн и составил подробное описание статуй, имеющих отношение к эпохе тамплиеров, выделив 13 характерных признаков. Более поздние статуи копируют лишь некоторые из этих черт.
Какие же они – мадонны тамплиеров?
1. Все эти статуи и их святилища непременно связаны с одним из трех монашеских орденов – тамплиеров, бенедиктинцев, цистерианцев, имевших единого патрона – святого Бернара Клервоского.
2. Все оригинальные Черные Мадонны созданы не позднее XIII века. На сегодняшний день их насчитывается немногим менее пяти десятков.
3. Все Мадонны примерно одного размера – высотой около 70 см и основанием 30×30 см. Французский ученый Жан Бонвин отмечает, что «они были сделаны по одним специфическим стандартам».
4. Фигуры изображаются в положении называемом «величие»: Мария сидит на троне, с низкой спинкой и держит на коленях Младенца. Трон этот называется «Престолом мудрости» или кафедрой. (Возможно, поэтому средневековые соборы называли «cathedral».) Взгляды их не опущены скромно долу, а устремлены вперед в некую отдаленную точку. На лицах читается не сострадание (как на более поздних изваяниях), но небесное величие и благородная отстраненность. На языке средневекового символизма эта поза означает, что Мария – есть трон Иисуса, колени Ее – Престол Мудрости.
5. Изваяния всегда размещаются в местах, где были языческие капища Матери Богини, святые источники или священные камни дохристианских культов.
7. Скульптуры Мадонн вырезали либо из фруктовых деревьев, либо из кедра, чья древесина ценилась очень высоко. Для XI-XIII веков это был вовсе не характерный материал, поскольку такая древесина имела важное символическое значение. Фруктовое дерево символизировало смерть и возрождение, а также творческие силы. Кедр считался деревом пророческим и был связан с легендой об Исиде и Осирисе.
8. Статуи Черных Мадонн всегда располагались на путях паломничества. Дороги вели либо к святилищу, либо к городу Сантьяго де Компостела – главному пилигримскому пути средних веков.
9. Предания, связанные со статуями непременно имеют отсылку к Востоку – к Святой Земле или ее соседям: Египту, Сирии, Эфиопии и т.д. О многих говорят, что они были вырезаны или хотя бы раскрашены евангелистом Лукой и принесены в Европу крестоносцами (чаще всего королевской крови). Жак Хайнен предполагает, что эти детали были придуманы, как способ легитимизировать изображения. Ведь если статуи пришли из колыбели христианства и даже связаны с именем евангелиста (хотя и вызывают в памяти образы языческие), это серьезный аргумент в глазах ортодоксальной церкви.
10. В легендах, окружающих Черную Мадонну, всегда говорится о чудесах, которые она совершает: спасает жизни «трех крестоносцев или трех заключенных в Египте или трех моряков». Ей часто приписывают способность воскрешать мертвых младенцев, хотя бы на время необходимое для их крещения. В Черной Мадонне видят покровительницу беременных женщин и врачевательницу бесплодия.
Основатели были тесно связаны сложной сетью фамильного родства «Rex deus».
По мнению историков, основатели ордена извлекли из-под Храма все драгоценности, как принадлежащие им по праву рождения, а также свитки, по которым впоследствии восстановили обряды Иерусалимского Храма по поклонению Иегове, и втайне от католической церкви исполняли их.
Изыскания тамплиеров продолжались 9 лет, а затем основатели ордена вернулись в Европу – пора было подумать об официальном признании организации.
Духовным лидером тамплиеров был Бернар Клервоский – мистик, общественный деятель и цистерианский монах, связанный кровными узами с «Rex Deus».
В то время Бернар был главным советником Папы Гонория II, а ранее – его учителем. Он ходатайствовал перед Папой о легализации нового ордена и о том, чтобы дать рыцарям первое религиозное посвящение. Гонорий II согласился, по его приказу был созван церковный Собор, который открылся в Труа 14 января 1128 года. А 31 января храмовникам был вручен устав ордена, составленный Бернаром Клервоским.
В этот документ составитель внес особое условие, которое обязаны были соблюдать все рыцари-тамплиеры: «повиноваться Вифании и дому Марии и Марты». Это значит, что храмовники должны были поклясться в верности и поклоняться династии, начало которой положили Мария Магдалина и Иисус.
Это обстоятельство позволило ученым выдвинуть версию, что великие соборы Нотр-Дам (нашей Госпоже), строительство которых велось на деньги тамплиеров и цистерцианцев, на самом деле были посвящены не Богоматери, а Марии Магдалине и сыну Иисуса. С точки зрения церкви – версия еретическая, чтоб не сказать кощунственная. Но все же рассмотрим ее.
Мария Магдалина в назорейской традиции представлялась в черном одеянии и на ее голове обычно изображалась звездная корона Софии – премудрости Божией. На голове ее младенца – золотая королевская корона.
Поклонение Черной Деве включает необычные ритуалы, не имеющие объяснения в рамках католической традиции. Например, в разных местах перед статуями принято сжигать колесо, обмывать их вином или переносить их с торжественной процессией к камню вне церкви. Черным Мадоннам подносят и возжигают перед ними зеленые свечи.Почитание Магдалины в облике Черной Мадонны стало со временем очень распространенным явлением среди тамплиеров. Английский исследователь Иен Бегг, изучавший этот культ, насчитал более пятидесяти мест поклонения Черной Мадонне в церквях, посвященных Марии Магдалине. Одним из самых яростных последователей культа Черной Девы был французский король Людовик XI, также являвшийся членом «Rex deus». Исторические источники утверждают, что он регулярно поклонялся ей в двадцати разных посвященных ей храмах, поскольку считал Марию Магдалину одной из прародительниц французского королевского дома.
Черные мадонны Тамплиеров
Какие же они – мадонны тамплиеров?
1. Все эти статуи и их святилища непременно связаны с одним из трех монашеских орденов – тамплиеров, бенедиктинцев, цистерианцев, имевших единого патрона – святого Бернара Клервоского.
2. Все оригинальные Черные Мадонны созданы не позднее XIII века. На сегодняшний день их насчитывается немногим менее пяти десятков.
3. Все Мадонны примерно одного размера – высотой около 70 см и основанием 30×30 см. Французский ученый Жан Бонвин отмечает, что «они были сделаны по одним специфическим стандартам».
4. Фигуры изображаются в положении называемом «величие»: Мария сидит на троне, с низкой спинкой и держит на коленях Младенца. Трон этот называется «Престолом мудрости» или кафедрой. (Возможно, поэтому средневековые соборы называли «cathedral».) Взгляды их не опущены скромно долу, а устремлены вперед в некую отдаленную точку. На лицах читается не сострадание (как на более поздних изваяниях), но небесное величие и благородная отстраненность. На языке средневекового символизма эта поза означает, что Мария – есть трон Иисуса, колени Ее – Престол Мудрости.
5. Изваяния всегда размещаются в местах, где были языческие капища Матери Богини, святые источники или священные камни дохристианских культов.
6. Даже когда для «Нашей Госпожи» строился целый собор, она всегда находилась в тайном месте – в подземной крипте или в специально затемненной нише в соборе.
7. Скульптуры Мадонн вырезали либо из фруктовых деревьев, либо из кедра, чья древесина ценилась очень высоко. Для XI-XIII веков это был вовсе не характерный материал, поскольку такая древесина имела важное символическое значение. Фруктовое дерево символизировало смерть и возрождение, а также творческие силы. Кедр считался деревом пророческим и был связан с легендой об Исиде и Осирисе.
8. Статуи Черных Мадонн всегда располагались на путях паломничества. Дороги вели либо к святилищу, либо к городу Сантьяго де Компостела – главному пилигримскому пути средних веков.
9. Предания, связанные со статуями непременно имеют отсылку к Востоку – к Святой Земле или ее соседям: Египту, Сирии, Эфиопии и т.д. О многих говорят, что они были вырезаны или хотя бы раскрашены евангелистом Лукой и принесены в Европу крестоносцами (чаще всего королевской крови). Жак Хайнен предполагает, что эти детали были придуманы, как способ легитимизировать изображения. Ведь если статуи пришли из колыбели христианства и даже связаны с именем евангелиста (хотя и вызывают в памяти образы языческие), это серьезный аргумент в глазах ортодоксальной церкви.
10. В легендах, окружающих Черную Мадонну, всегда говорится о чудесах, которые она совершает: спасает жизни «трех крестоносцев или трех заключенных в Египте или трех моряков». Ей часто приписывают способность воскрешать мертвых младенцев, хотя бы на время необходимое для их крещения. В Черной Мадонне видят покровительницу беременных женщин и врачевательницу бесплодия.
11. Поклонение Черной Деве включает необычные ритуалы, не имеющие объяснения в рамках католической традиции. Например, в разных местах перед статуями принято сжигать колесо, обмывать их вином или переносить их с торжественной процессией к камню вне церкви. Черным Мадоннам подносят и возжигают перед ними зеленые свечи.
12. Ко всем этим статуям официально прилагается титул – Альма Матер, «Благородная Мать».
13. Лицо Мадонны черное всегда, руки ее – почти всегда. Случалось, что статую вырезали из светлого дерева, а лицо и руки Мадонны изготавливали из другой породы – черными.
Именно такие статуи во множестве появились в Европе во времена владычества тамплиеров – их глубоко почитали, к ним совершали паломничества.
Следует, однако, заметить, что орден храмовников, как любая крупная религиозная организация был неоднороден и помимо внешнего – экзотерического культа имел собственное тайное (или эзотерическое) учение, объяснявшее черный цвет и подлинное значение этих Мадонн.
О том, что верхушка тамплиеров что-то скрывала, не знали даже сами храмовники. Рядовые члены ордена – бедные рыцари, ремесленники считали себя обычными христианами-католиками, настолько тщательно лидеры ордена умели хранить свои секреты. Реальная сила тамплиеров заключалась в том, что внутренние сословия во главе с великим магистром оставались «еретиками» и гностиками – и считали себя обладателями сакральных знаний о Боге, человечестве и Вселенной, которыми остальные не владели. Структура ордена тамплиеров, согласно данным французских исследователей Жоржа Каггара и Жана Робена, состояла из семи «внешних» сословий, посвященных в малые тайны, и трех «внутренних», которым были открыты великие тайны ордена. Ядро организации составляли 70 тамплиеров. Все они были потомки семьи «Rex deus».
К середине XII века храмовники сделались чрезвычайно богатым и влиятельным орденом, который подчинялся непосредственно Папе. Разумеется, для них было бы самоубийственным посвящать посторонних в тайны своих «альтернативных» учений.
Идейным вдохновителем и разработчиком эзотерической концепции ордена тамплиеров был Бернар Клервоский – один из влиятельнейших деятелей средневековья, впоследствии канонизированный церковью. Он был рожден в Бургундском замке Фонтейн, где в Сан-Варле возле Шатильон-сур-Сен была церковь Черной Девы Шатийонской. Согласно преданию XIV века, он еще мальчиком отведал три капли молока, выступившие из груди Черной Мадонны – это завуалированный способ указать на причастность к тайным традициям. «Три капли молока девственницы» – не что иное, как традиционное название мистической «первичной материи» («materia prima») – исходного материала алхимиков.
Приобщившись к тайным знаниям, святой Бернар постепенно взял на себя духовное водительство тремя крупнейшими монашескими орденами того времени (бенедиктинского, цистерианского и ордена тамплиеров), каждый из которых был посвящен Деве Марии (все официальные документы военно-монашеских Братств, в т.ч и Уставы, упоминали только имя Нашей Госпожи (Девы Марии)), и создал «огромное многонациональное предприятие», включавшее сотни монастырей.
Святой Бернар посвятил себя исследованию тайных учений. Он основал несколько крупных монастырских центров, где переводили арабские и арамейские тексты, а также рукописи исламских алхимиков из Испании. Сам он написал около двухсот великолепных проповедей о Соломоновой «Песне песней», начинавшейся словами: «Дщери иерусалимские, черна я и прекрасна». Всю жизнь святой Бернар поклонялся Нашей Госпоже, Черной Мадонне и опирался на ее культ.
Чтобы понять, почему Мадонна черная, обратимся к тайному учению, положенному святым Бернаром в основу доктрины тамплиеров. Вернее к той его части, которая касается образа Черной Девы.
Корни этого учения уходят в древний Египет. По-арабски эта страна называлась «Khemit» – «черная земля» («kēme» – чёрный).
Легенда гласит, что один из сыновей Ноя – Хам он же Кем («Khem») после потопа пришел в Египет (в псалмах эта страна именуется землей Хама) и заселил его своими потомками. Этот наследник Ноя принес с собой секреты древней цивилизации и научил тайной мудрости египтян. «Al-Khemia» – мудрость Хама, известная жрецам древнего Египта. Позже это слово стало записываться как «Alchemy» – Алхимия. В чем же состояла эта мудрость?
Главной целью алхимиков было преобразование объектов неодушевленных и одушевленных, их «перерождение» и переход «на новый уровень». Проще говоря, они стремились превратить свинец в золото, болезнь в здоровье, незнание в мудрость, а человека – в Бога.
Черная Мадонна была символом этой последней цели, достигавшейся в процессе Великого Делания.
Для успешной трансмутации алхимикам был необходим некий реактив, называемый чаще всего философским камнем. Алхимия внешняя искала пути создания философского камня, дабы с его помощью облагородить несовершенные металлы – превратить их в золото. В основу поисков была положена знаменитая триада алхимиков – сера, ртуть, соль.
Пока основная масса ученых экспериментировала со всевозможными материалами, пытаясь создать это могучее средство, немногие избранные занимались алхимией внутренней – искали пути трансмутации духа. Здесь использовалась та же триада, но на передний план выходили символические значения элементов: сера – бессмертный дух, ртуть – душа, объединяющая тело и дух, и соль – тело. Философский камень здесь выступал символом трансмутации низшей животной природы человека в высшую, божественную. И главный секрет «черной земли», который принес сын Ноя Хам, состоял в том, что «философским камнем» становился ни кто иной, как сам человек, прошедший возгонку в горниле учений древней мудрости.
Первая ступень в алхимическом процессе называлась «Nigredo» или чернение – этот этап означал черноту смерти и гниения старых ложных воззрений о себе самом. Как тьма содержит в себе возможность света, так и в стадии чернения содержалась колоссальная потенция – стартовый импульс к развитию. В средние века европейские ученые называли эту стадию трансмутации духа – Melancholy (Меланхолия от греческого Melas – «черный») – мрачное угнетенное состояние перед трудным, неприятным, но необходимым начальным шагом.
В духовном смысле этот этап понимался как сознательная интеграция души назад в материальность и тело. Черная Мадонна отражала этот шаг не только оттенком кожи, но и темно-синим, как ночное небо цветом плаща. Здесь необходимо заметить, что в последующие столетия традиционные цвета одежды Черной Мадонны – синий, белый и красный неоднократно менялись во время подновления статуй. Между тем цвета эти имели в алхимии важное символическое значение.
Следующая стадия трансмутации называлась «Аlbedo» или отбеливание – это фаза, когда душа становилась возвышенной и просвещенной.
Заключительная стадия носила название «Rubedo» – покраснение – стадия, объединяющая человеческое и божественное, конечное с бесконечным. Пройдя через эти три этапа, «темная депрессия» превращалась в «солнечное сознание», а человек – в Бога.
Поэтому Черная Мадонна, символизировавшая это Великое Преображение, сочетала в одежде темно-синий, белый и красный цвета, что должно было отражать весь процесс духовной эволюции.
Таким образом, по версии современных исследователей, правящее ядро ордена тамплиеров исповедовало культ Черной Мадонны, опираясь на древние алхимические знания, полученные из Египта.
Черные Мадонны, появившиеся в Европе в эпоху процветания ордена, пережили своих создателей и поныне будоражат умы исследователей, побуждая к поиску утерянных истин.
Попытки разгадать тайну Черной Мадонны привели современных ученых к пониманию, что ее образ являлся частью того сокровенного эзотерического знания, которое сохранилось в недрах религий от давно забытой древней веры. Истоки ее культа уходят корнями в те давние времена, когда идея единого Бога едва брезжила в сознании человечества. Эту стадию специалисты называют сегодня «языческий монотеизм». Остатки первичного учения по крупицам разбросаны, вплавлены в сегодняшние религиозные воззрения и обряды.
Но что представляла собой эта древняя Вера?
«Языческий монотеизм» – это вера в единого Бога, сочетающего в себе обе стороны мироздания – тьму и свет, добро и зло. Этот дуализм считался неотъемлемой природой Божества. Посреднические функции отправляла каста жрецов (совершенных, белых, чистых и т.п.), они же вершили суд именем Бога. В формировании жреческой касты и обрядах посвящения большую роль играл мистицизм. Основу религии составляли солнечные (огненные) мистерии, кроме того многие обряды и культы опирались на природные силы и явления.
В процессе изучения фактов, ученые выдвинули версию, что «языческий монотеизм» был двухступенчатым. На более ранней стадии он опирался на Богиню Мать, которая являлась центральной фигурой культа, но на следующем этапе становления акцент сместился на Бога Отца.
Легенды и ритуалы, бытующие ныне вокруг Черной Мадонны, позволяют нам представить, каким был монотеизм на первой ступени становления единой Веры.
В частности легенды нередко утверждают, что статуи Черных Мадонн появлялись словно бы из ниоткуда и были обнаружены случайно – неподалеку от древних языческих капищ, а то и прямо на «месте силы». Так ученый-финансист Бернар Лиетар в своей книге «Душа денег» приводит следующие примеры: Черная Мадонна из Авиота была найдена в дупле дерева, Черная Мадонна Лак де ля Мэйкс обретена возле святого источника, известного с кельтских времен, Черная Мадонна Болоньи прибыла на корабле без команды, а Черная Мадонна Шартра (вторая Черная Дева, хранящаяся здесь же, но не в крипте, а в центре собора, установленная на высокой колонне) была обнаружена в пещере друидов, и, по мнению ученых, изображала не Богородицу, а кельтскую богиню проматерь.
Яркий пример подобного рода являет собой Черная Богоматерь Оропа. Легенда утверждает, что святой Евсевий нашел ее в Иерусалиме, погребенную под руинами и привез статую в западную Италию, в Пьемонт, где установил в пещере, считавшейся священным местом с дохристианских времен. Таким образом, он хотел положить конец местным языческим верованиям. Спустя тысячу лет группа монахов вознамерилась переместить статую в храм на подобающее святыне место – но не тут-то было. Черная Мадонна позволила перенести себя лишь на полмили, а затем трехфунтовая деревянная фигура налилась такой тяжестью, что никто не мог сдвинуть ее с места до тех пор, пока монахи не решили вернуть изваяние в пещеру.
Считается, что вырезал эту статую евангелист Лука. Количество чудес, совершенных ею неисчислимо, четверо Пап увенчали ее тремя коронами и нимбом из алмазных лучистых звезд.
Сюжет, связанный с попытками перенести статую Черной Мадонны с выбранного ею места, тоже является общим для многих связанных с нею легенд. Аналогичную историю рассказывают, например, о святыне Каталонии Черной Деве Монсерратской. Найденная в одной из горных пещер во времена Реконкисты, деревянная статуя сделалась вдруг невероятно тяжелой, когда местный епископ захотел перевезти ее в город Манресу. Пришлось вернуть изваяние в горы, где со временем для него был построен бенедиктинский монастырь.
Все эти предания, по мнению немецкого ученого Дитмара Кампера, «означают, что культ Черной Мадонны относится к древнейшим религиозным культам, известным человеку».
Старейший в истории мировых религий культ богини-матери, которая почиталась нашими предками как универсальный символ жизни и духовного возрождения, возник, по-видимому, несколько десятков тысяч лет назад. Ее первым скульптурным изображениям, появившимся в эпоху кроманьонцев, около 35 тысяч лет. Поклонение богине-матери было распространено повсеместно – на Ближнем Востоке, в Европе, в Азии. В Индии, например, поклонялись черной богине Кали. В библейские времена в Святой Земле глубоко почитали богиню Ашеру – проматерь и владычицу богов. В восточной части Средиземноморья чтили черную Анат, на Британских островах – черную Аннис. В ацтекской Мексике поклонялись Великой Матери Богине Тонантзин – место, где отправлялся ее культ, было отмечено большим отполированным черным камнем. Позднее на этом самом месте индейцу Хуану Диего явилась темноликая Дева Мария из Гваделупы – ныне самая почитаемая святыня Латинской Америки. Черной была и Бразильская богиня морей и Мать земли – Йеманья. Даже Великая Мать цыган Сара – черна.
Черный цвет, безусловно, имел символическое значение, поскольку олицетворял саму Мать-Землю, а ребенок на ее коленях, скорее всего, представлял человечество в целом. Черный цвет связывался с тьмой материнской утробы и могуществом богини-матери. Во всех культах она овеществляла рождение мира, рождение богов. Согласно современной гипотезе, на первой стадии «языческого монотеизма» этот культ был переосмыслен как почитание единой богини (моно культ).
Вера эта была теснейшим образом связана с устройством жизни. Поскольку верховное божество – женского рода, то и в человеческом обществе главенствовали женщины. Примерно в ту же эпоху началось становление патриархального строя, в связи с чем культ богини-матери был постепенно подавлен и почти полностью вытеснен фигурой Бога Отца. «Бог, царь, жрец, отец отодвинули на второй план богиню, царицу, жрицу и мать».
Иными словами идеологическая парадигма в человеческом обществе претерпела кардинальное изменение. Монотеистическая религия сменила главного носителя культа. Эта смена повлекла за собой преобразование общества – матриархат уступил место патриархату.
Сегодня многие современные исследователи, изучающие культ Черной Мадонны сходятся во мнении, что он не мог зародиться в рамках традиционной христианской истории. В Новом Завете нет ни одной фразы, которая могла бы обосновать почитание вечного женственного начала. Поэтому, считают ученые, логично предположить, что изображения Черных Мадонн, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Тем более что храмы, посвященные им, зачастую расположены в местах, которые считались священными задолго до христианской эпохи. Этот факт можно рассматривать как доказательство преемственности культа богини-матери. Почитание Черной Девы просто заменило более древнюю форму поклонения, перенеся почитание Матери-Земли в христианскую практику. Вероятно, именно поэтому изваяния Черной Девы обычно размещали в криптах – ближе к земле, а если случалось переносить их в другое место, это всегда оказывалась самая темная, сокровенная часть церкви.
Практика заимствования верований из языческих форм и применения их в католической религии была распространена по всей Европе. И есть все основания полагать, что так же появился и культ Черной Мадонны. Английский исследователь Иен Бегг пишет: «...в восточной империи поклонение Марии, которая почиталась меньше Бога, но больше святых, положило начало культу мудрости и Великой Богини-Матери». Ему вторит французский ученый Жак Бонвин: «Только Черная Мадонна была способна кристаллизовать все поверья языческих традиций с христианской верой, без фальсификации хоть одного из всех бесчисленных поверий. В этом Черная Мадонна уникальна».
Как поэтично заметила итальянская исследовательница Лючия Чиавола Бирнбаум: «Чёрная Мадонна – метафора в память того времени, когда верили, что земля – это тело женщины».
Какие бы версии не выдвигали современные исследователи культа, никто из них не обладает монополией на истину. Весьма спорные или напротив, хорошо обоснованные точки зрения ученых, писателей, историков и теологов – все это – более или менее успешные попытки проникнуть в великую тайну. Которая из этих версий заслуживает большего внимания и доверия – судить тебе, читатель.
Именно такие статуи во множестве появились в Европе во времена владычества тамплиеров – их глубоко почитали, к ним совершали паломничества.
Следует, однако, заметить, что орден храмовников, как любая крупная религиозная организация был неоднороден и помимо внешнего – экзотерического культа имел собственное тайное (или эзотерическое) учение, объяснявшее черный цвет и подлинное значение этих Мадонн.
Что скрывали тамплиеры?
К середине XII века храмовники сделались чрезвычайно богатым и влиятельным орденом, который подчинялся непосредственно Папе. Разумеется, для них было бы самоубийственным посвящать посторонних в тайны своих «альтернативных» учений.
Идейным вдохновителем и разработчиком эзотерической концепции ордена тамплиеров был Бернар Клервоский – один из влиятельнейших деятелей средневековья, впоследствии канонизированный церковью. Он был рожден в Бургундском замке Фонтейн, где в Сан-Варле возле Шатильон-сур-Сен была церковь Черной Девы Шатийонской. Согласно преданию XIV века, он еще мальчиком отведал три капли молока, выступившие из груди Черной Мадонны – это завуалированный способ указать на причастность к тайным традициям. «Три капли молока девственницы» – не что иное, как традиционное название мистической «первичной материи» («materia prima») – исходного материала алхимиков.
Приобщившись к тайным знаниям, святой Бернар постепенно взял на себя духовное водительство тремя крупнейшими монашескими орденами того времени (бенедиктинского, цистерианского и ордена тамплиеров), каждый из которых был посвящен Деве Марии (все официальные документы военно-монашеских Братств, в т.ч и Уставы, упоминали только имя Нашей Госпожи (Девы Марии)), и создал «огромное многонациональное предприятие», включавшее сотни монастырей.
Святой Бернар посвятил себя исследованию тайных учений. Он основал несколько крупных монастырских центров, где переводили арабские и арамейские тексты, а также рукописи исламских алхимиков из Испании. Сам он написал около двухсот великолепных проповедей о Соломоновой «Песне песней», начинавшейся словами: «Дщери иерусалимские, черна я и прекрасна». Всю жизнь святой Бернар поклонялся Нашей Госпоже, Черной Мадонне и опирался на ее культ.
Чтобы понять, почему Мадонна черная, обратимся к тайному учению, положенному святым Бернаром в основу доктрины тамплиеров. Вернее к той его части, которая касается образа Черной Девы.
Черная мадонна как символ Великого Преображения
Легенда гласит, что один из сыновей Ноя – Хам он же Кем («Khem») после потопа пришел в Египет (в псалмах эта страна именуется землей Хама) и заселил его своими потомками. Этот наследник Ноя принес с собой секреты древней цивилизации и научил тайной мудрости египтян. «Al-Khemia» – мудрость Хама, известная жрецам древнего Египта. Позже это слово стало записываться как «Alchemy» – Алхимия. В чем же состояла эта мудрость?
Главной целью алхимиков было преобразование объектов неодушевленных и одушевленных, их «перерождение» и переход «на новый уровень». Проще говоря, они стремились превратить свинец в золото, болезнь в здоровье, незнание в мудрость, а человека – в Бога.
Черная Мадонна была символом этой последней цели, достигавшейся в процессе Великого Делания.
Для успешной трансмутации алхимикам был необходим некий реактив, называемый чаще всего философским камнем. Алхимия внешняя искала пути создания философского камня, дабы с его помощью облагородить несовершенные металлы – превратить их в золото. В основу поисков была положена знаменитая триада алхимиков – сера, ртуть, соль.
Пока основная масса ученых экспериментировала со всевозможными материалами, пытаясь создать это могучее средство, немногие избранные занимались алхимией внутренней – искали пути трансмутации духа. Здесь использовалась та же триада, но на передний план выходили символические значения элементов: сера – бессмертный дух, ртуть – душа, объединяющая тело и дух, и соль – тело. Философский камень здесь выступал символом трансмутации низшей животной природы человека в высшую, божественную. И главный секрет «черной земли», который принес сын Ноя Хам, состоял в том, что «философским камнем» становился ни кто иной, как сам человек, прошедший возгонку в горниле учений древней мудрости.
Первая ступень в алхимическом процессе называлась «Nigredo» или чернение – этот этап означал черноту смерти и гниения старых ложных воззрений о себе самом. Как тьма содержит в себе возможность света, так и в стадии чернения содержалась колоссальная потенция – стартовый импульс к развитию. В средние века европейские ученые называли эту стадию трансмутации духа – Melancholy (Меланхолия от греческого Melas – «черный») – мрачное угнетенное состояние перед трудным, неприятным, но необходимым начальным шагом.
В духовном смысле этот этап понимался как сознательная интеграция души назад в материальность и тело. Черная Мадонна отражала этот шаг не только оттенком кожи, но и темно-синим, как ночное небо цветом плаща. Здесь необходимо заметить, что в последующие столетия традиционные цвета одежды Черной Мадонны – синий, белый и красный неоднократно менялись во время подновления статуй. Между тем цвета эти имели в алхимии важное символическое значение.
Следующая стадия трансмутации называлась «Аlbedo» или отбеливание – это фаза, когда душа становилась возвышенной и просвещенной.
Заключительная стадия носила название «Rubedo» – покраснение – стадия, объединяющая человеческое и божественное, конечное с бесконечным. Пройдя через эти три этапа, «темная депрессия» превращалась в «солнечное сознание», а человек – в Бога.
Поэтому Черная Мадонна, символизировавшая это Великое Преображение, сочетала в одежде темно-синий, белый и красный цвета, что должно было отражать весь процесс духовной эволюции.
Таким образом, по версии современных исследователей, правящее ядро ордена тамплиеров исповедовало культ Черной Мадонны, опираясь на древние алхимические знания, полученные из Египта.
Легенда утверждает, что святой Евсевий нашел ее в Иерусалиме, погребенную под руинами и привез статую в западную Италию, в Пьемонт, где установил в пещере, считавшейся священным местом с дохристианских времен. Таким образом, он хотел положить конец местным языческим верованиям. Спустя тысячу лет группа монахов вознамерилась переместить статую в храм на подобающее святыне место – но не тут-то было. Черная Мадонна позволила перенести себя лишь на полмили, а затем трехфунтовая деревянная фигура налилась такой тяжестью, что никто не мог сдвинуть ее с места до тех пор, пока монахи не решили вернуть изваяние в пещеру.В 1307 году католическая церковь разоблачила орден тамплиеров, предъявив обвинение в идолопоклонстве, и в 1312 году Папа издал буллу, в которой объявил о роспуске этой организации. Многие современные ученые считают, что к середине XIV столетия, оставшиеся в живых члены этого ордена, создали масонские ложи в разных странах и передали свои тайные знания масонам. За прошедшие века эти знания были искажены и выхолощены, масоны отреклись от них, и сегодня многие отказываются признавать свои тамплиерские корни.
Черные Мадонны, появившиеся в Европе в эпоху процветания ордена, пережили своих создателей и поныне будоражат умы исследователей, побуждая к поиску утерянных истин.
Мать старше Отца
Но что представляла собой эта древняя Вера?
«Языческий монотеизм» – это вера в единого Бога, сочетающего в себе обе стороны мироздания – тьму и свет, добро и зло. Этот дуализм считался неотъемлемой природой Божества. Посреднические функции отправляла каста жрецов (совершенных, белых, чистых и т.п.), они же вершили суд именем Бога. В формировании жреческой касты и обрядах посвящения большую роль играл мистицизм. Основу религии составляли солнечные (огненные) мистерии, кроме того многие обряды и культы опирались на природные силы и явления.
В процессе изучения фактов, ученые выдвинули версию, что «языческий монотеизм» был двухступенчатым. На более ранней стадии он опирался на Богиню Мать, которая являлась центральной фигурой культа, но на следующем этапе становления акцент сместился на Бога Отца.
Легенды и ритуалы, бытующие ныне вокруг Черной Мадонны, позволяют нам представить, каким был монотеизм на первой ступени становления единой Веры.
В частности легенды нередко утверждают, что статуи Черных Мадонн появлялись словно бы из ниоткуда и были обнаружены случайно – неподалеку от древних языческих капищ, а то и прямо на «месте силы». Так ученый-финансист Бернар Лиетар в своей книге «Душа денег» приводит следующие примеры: Черная Мадонна из Авиота была найдена в дупле дерева, Черная Мадонна Лак де ля Мэйкс обретена возле святого источника, известного с кельтских времен, Черная Мадонна Болоньи прибыла на корабле без команды, а Черная Мадонна Шартра (вторая Черная Дева, хранящаяся здесь же, но не в крипте, а в центре собора, установленная на высокой колонне) была обнаружена в пещере друидов, и, по мнению ученых, изображала не Богородицу, а кельтскую богиню проматерь.
Яркий пример подобного рода являет собой Черная Богоматерь Оропа. Легенда утверждает, что святой Евсевий нашел ее в Иерусалиме, погребенную под руинами и привез статую в западную Италию, в Пьемонт, где установил в пещере, считавшейся священным местом с дохристианских времен. Таким образом, он хотел положить конец местным языческим верованиям. Спустя тысячу лет группа монахов вознамерилась переместить статую в храм на подобающее святыне место – но не тут-то было. Черная Мадонна позволила перенести себя лишь на полмили, а затем трехфунтовая деревянная фигура налилась такой тяжестью, что никто не мог сдвинуть ее с места до тех пор, пока монахи не решили вернуть изваяние в пещеру.
Считается, что вырезал эту статую евангелист Лука. Количество чудес, совершенных ею неисчислимо, четверо Пап увенчали ее тремя коронами и нимбом из алмазных лучистых звезд.
Сюжет, связанный с попытками перенести статую Черной Мадонны с выбранного ею места, тоже является общим для многих связанных с нею легенд. Аналогичную историю рассказывают, например, о святыне Каталонии Черной Деве Монсерратской. Найденная в одной из горных пещер во времена Реконкисты, деревянная статуя сделалась вдруг невероятно тяжелой, когда местный епископ захотел перевезти ее в город Манресу. Пришлось вернуть изваяние в горы, где со временем для него был построен бенедиктинский монастырь.
Все эти предания, по мнению немецкого ученого Дитмара Кампера, «означают, что культ Черной Мадонны относится к древнейшим религиозным культам, известным человеку».
Древнейшая Черная Мать
Черный цвет, безусловно, имел символическое значение, поскольку олицетворял саму Мать-Землю, а ребенок на ее коленях, скорее всего, представлял человечество в целом. Черный цвет связывался с тьмой материнской утробы и могуществом богини-матери. Во всех культах она овеществляла рождение мира, рождение богов. Согласно современной гипотезе, на первой стадии «языческого монотеизма» этот культ был переосмыслен как почитание единой богини (моно культ).
Вера эта была теснейшим образом связана с устройством жизни. Поскольку верховное божество – женского рода, то и в человеческом обществе главенствовали женщины. Примерно в ту же эпоху началось становление патриархального строя, в связи с чем культ богини-матери был постепенно подавлен и почти полностью вытеснен фигурой Бога Отца. «Бог, царь, жрец, отец отодвинули на второй план богиню, царицу, жрицу и мать».
Иными словами идеологическая парадигма в человеческом обществе претерпела кардинальное изменение. Монотеистическая религия сменила главного носителя культа. Эта смена повлекла за собой преобразование общества – матриархат уступил место патриархату.
Как черная мадонна стала частью христианского культа?
Практика заимствования верований из языческих форм и применения их в католической религии была распространена по всей Европе. И есть все основания полагать, что так же появился и культ Черной Мадонны. Английский исследователь Иен Бегг пишет: «...в восточной империи поклонение Марии, которая почиталась меньше Бога, но больше святых, положило начало культу мудрости и Великой Богини-Матери». Ему вторит французский ученый Жак Бонвин: «Только Черная Мадонна была способна кристаллизовать все поверья языческих традиций с христианской верой, без фальсификации хоть одного из всех бесчисленных поверий. В этом Черная Мадонна уникальна».
Как поэтично заметила итальянская исследовательница Лючия Чиавола Бирнбаум: «Чёрная Мадонна – метафора в память того времени, когда верили, что земля – это тело женщины».
***
Так кто же она – черная мадонна? Наследница трона дохристианской богини, Божественная Мать, Вечная Дева или супруга и помощница Христа? Воплощение древней мудрости, целительница и хранительница женского здоровья, друг угнетенных и примирительница обиженных, потемневшая от ноши наших грехов – Черная Мадонна по-прежнему привлекает к себе сердца и души людей, жаждущих чуда и откровения.
Какие бы версии не выдвигали современные исследователи культа, никто из них не обладает монополией на истину. Весьма спорные или напротив, хорошо обоснованные точки зрения ученых, писателей, историков и теологов – все это – более или менее успешные попытки проникнуть в великую тайну. Которая из этих версий заслуживает большего внимания и доверия – судить тебе, читатель.