Чудеса на каблуках
О том, кто и когда впервые встал на каблуки, сведений в истории не сохранилось. Совершенно очевидно, что подложив что-то под пятку, человек «удлинил» себе ноги, и не только визуально! Механика ходьбы на каблуках отличается от естественной, причем нельзя сказать – в худшую или в лучшую сторону. Невысокий устойчивый каблук облегчает ходьбу, делая шаг шире. Легкое смещение центра тяжести не страшно, если поверхность, по которой приходится идти – ровная. Если при ходьбе в обуви с каблуком работают все мышцы стопы, и никакие из них не замирают в неестественной фиксации, ходьба не приводит к быстрому утомлению и не чревата травмой – такая обувь физиологична и совершенно безопасна. Однако с каблуками, как и со всеми прочими вещами человеку невероятно трудно соблюсти меру. Во-первых, любая мера индивидуальна. А во-вторых, на конструкцию обуви беспощадно и порою совершенно неразумно влияет мода.
Великий модник и оригинал во всем, что касалось внешности, Король-Солнце Людовик XIV, ввел в Европе моду не только на накладные карманы (чтобы иметь все необходимое под рукой) и парик-алонж (по причине раннего облысения), но и на высокие каблуки. Вспомнив посещавших Европу послов персидского шаха Аббаса, обутых в красивые красные сапоги на высоких каблуках, король, имевший рост всего 163 см, попробовал встать на каблуки – и… И ему понравилось! Вряд ли на дворцовом паркете августейший модник рисковал упасть или утомиться, зато выглядеть стал гораздо величественнее! Придворные, как водится, подхватили моду. И в скором времени вся европейская знать стала на десяток сантиметров выше. Даже английский король Карл II, обладавший довольно высоким для своего времени ростом 185 см, встал на высокие, десятисантиметровые каблуки и мог смотреть на подданных с высоты своего величия…
А как же персидские послы? Они были обуты так, как было принято у всех восточных воинов высшего сословия (чаще всего участвовавших в сражениях в роли всадников). Их высокий каблук традиционно позволял им привставать на стременах и устойчиво целиться из лука или замахиваться холодным оружием.
Кстати, европейская знать прекрасно понимала, что высоченные каблуки гостей с Востока имеют совершенно определенный практический смысл, связанный со сражениями, а значит – мужественный по сути. Потому и каблуки европейских аристократов поначалу расписывались… батальными сценами. А сама обувь чаще всего была красной, что символизировало и подчеркивало огненную и кровавую суть войны.
Как это часто случалось в мире моды – мире игры в преследование и подражание – со временем высокий каблук был заимствован из мужского костюма женщинами. И тоже, как со многим другим, все началось с сексуальной провокации – когда одним полом присваивались атрибуты другого, чтобы поразить, подразнить и взволновать. Первыми женщинами на высоких каблуках в Европе стали дамы полусвета. И хотя с тех пор в женщинах на каблуках уже не видят ничего избыточно порочного, каблуки приобрели эротический смысл. Причем чем выше каблук – тем более внятен этот посыл. Дошло до того, что обувь на низком каблуке уже воспринимается как асексуальная и потому, в эпоху высокой ценности секса, почти что неприличная.
Нередко можно встретить рассуждения модных экспертов о том, что низкий каблук – все равно, что паранджа… Робкий протест против такого положения вещей – туфли-балетки – не смогли противостоять моде, где высокий каблук – эталон.
Помимо визуального удлинения ног, что само по себе красиво, каблуки меняют походку, придавая ей определенную скованность, утрированную хрупкость. Женщина на шпильках не может бегать, она как существо утонченное – зависима и всем своим видом взывает о заботе и защите.
И опять, как во многом другом, пришло время «перебросить мяч» модной тенденции на мужское поле. Мода на высокие каблуки у мужчин вернулась. Снова всадники, на этот раз - ковбои в связи с модой на фильмы-вестерны - вновь задали тон обувной моды, сформировав внешний облик многих субкультур, связанных с рок-музыкой, мотоциклами (аналог лошади), и т.п. Тем не менее, все-таки мейнстрим мужской моды держит сторону естественной легкости движений и подчеркивает устойчивость (во всем) и мобильность, а значит, в мужской обуви над изысками, подобными высоким каблукам, довлеет удобство.
Модные дизайнеры с удовольствуем эксплуатируют все, что связано с обувью на высоких каблуках. Высокий каблук – это символ. А любой символ может переходить с одного носителя на другой. Что вы скажете, например, о сумочке с высокими каблуками?
Мир высокой моды немыслим без высоких шпилек, а потому и внешний вид обуви для модных показов все дальше уходит от ее естественного предназначения – делать удобнее долгую ходьбу, защищать и согревать ноги.
Помимо визуального удлинения ног, что само по себе красиво, каблуки меняют походку, придавая ей определенную скованность, утрированную хрупкость. Женщина на шпильках не может бегать, она как существо утонченное – зависима и всем своим видом взывает о заботе и защите.
И опять, как во многом другом, пришло время «перебросить мяч» модной тенденции на мужское поле. Мода на высокие каблуки у мужчин вернулась. Снова всадники, на этот раз - ковбои в связи с модой на фильмы-вестерны - вновь задали тон обувной моды, сформировав внешний облик многих субкультур, связанных с рок-музыкой, мотоциклами (аналог лошади), и т.п. Тем не менее, все-таки мейнстрим мужской моды держит сторону естественной легкости движений и подчеркивает устойчивость (во всем) и мобильность, а значит, в мужской обуви над изысками, подобными высоким каблукам, довлеет удобство.
Лукавые модельеры женской обуви тотчас учли «моду на спорт» и придумали целый ряд гибридов спортивного и элегантного стилей.
Модные дизайнеры с удовольствуем эксплуатируют все, что связано с обувью на высоких каблуках. Высокий каблук – это символ. А любой символ может переходить с одного носителя на другой. Что вы скажете, например, о сумочке с высокими каблуками?
Мир высокой моды немыслим без высоких шпилек, а потому и внешний вид обуви для модных показов все дальше уходит от ее естественного предназначения – делать удобнее долгую ходьбу, защищать и согревать ноги.
Но кто сказал, что самовыражение и самодемонстрация – вещи менее важные, чем способность дойти пешком из пункта А в пункт Б?!