случайная статья
array(7) { ["https://plus.google.com/108091731626757965087/posts*Stefanie Höbing-Plate"]=> array(3) { ["author"]=> string(26) "Stefanie Höbing-Plate" ["descr"]=> string(27) "Белая краска на черном фоне" ["link"]=> string(51) "https://plus.google.com/108091731626757965087/posts" } ["http://www.publicdomainpictures.net/browse-author.php?a=44480*Lilla Frerichs"]=> array(3) { ["author"]=> string(14) "Lilla Frerichs" ["descr"]=> string(27) "Белая краска на черном фоне" ["link"]=> string(61) "http://www.publicdomainpictures.net/browse-author.php?a=44480" } ["http://guidetooilpainting.com/mixingPaintColors.html*Bill Martin"]=> array(3) { ["author"]=> string(11) "Bill Martin" ["descr"]=> string(24) "Белила - основа живописи" ["link"]=> string(52) "http://guidetooilpainting.com/mixingPaintColors.html" } ["http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Musee_Evreux_Cosmetic.jpg*Urban"]=> array(3) { ["author"]=> string(5) "Urban" ["descr"]=> string(49) "Основой макияжа с древности были свинцовые белила" ["link"]=> string(76) "http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Musee_Evreux_Cosmetic.jpg" } ["https://artblart.files.wordpress.com/2014/07/3_van-der-straet_destillatio-web.jpg*Jan van der Straet"]=> array(3) { ["author"]=> string(18) "Jan van der Straet" ["descr"]=> string(25) "Средневековая лаборатория" ["link"]=> string(81) "https://artblart.files.wordpress.com/2014/07/3_van-der-straet_destillatio-web.jpg" } ["*"]=> array(3) { ["author"]=> NULL ["descr"]=> string(104) "Антонис Ван Дейк. Оплакивание Христа. середина XVII в.) (Антверпен, Королевский Музей Изящных искусств)" ["link"]=> NULL } ["http://www.wdl.org/ru/item/9480/*Риз, Уильям Х., около 1818–1893 гг."]=> array(3) { ["author"]=> string(35) "Риз, Уильям Х., около 1818–1893 гг." ["descr"]=> string(44) "Цех по производству свинцовых белил, XIX век" ["link"]=> string(32) "http://www.wdl.org/ru/item/9480/" } }

Краска, убивающая чуму и художников

Эта статья разделена на несколько частей, остальные части вы можете найти здесь:
     Кто бы мог подумать, что во времена не столь уж отдаленные профессия художника – была опасней, чем солдатская доля. Солдата еще неизвестно убьют ли, а художник точно загнется, поскольку ежедневно имеет дело с такой отравой, от которой дохнет все, включая крыс и чумную палочку. Одни свинцовые белила чего стоят!
Искусство требует жертв, но каких? Видимо, человеческих.
     Свинцовые белила – с античных времен и до наших дней европейские художники не могли без них обойтись. Не было, и нет ничего лучше для грунтовки холста, для приглушения тонов, для нанесения световых бликов… Без сияния свинцовых белил глаза на портретах выглядели бы тусклыми, серебряные кувшины – нечищеными, зубы – гнилыми, а зернышки граната – засохшими.
  • Белая краска на черном фоне
  • Белая краска на черном фоне
  • Белила - основа живописи
  • Основой макияжа с древности были свинцовые белила
  • Средневековая лаборатория
  • Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498 год (Музей Прадо, Мадрид) Как много белого!
  • Антонис Ван Дейк. Оплакивание Христа. середина XVII в.) (Антверпен, Королевский Музей Изящных искусств)
  • Цех по производству свинцовых белил, XIX век

     О ядовитых свойствах белой краски художники, конечно, знали, да что толку. Во-первых, равноценной замены ей все равно не было, а во-вторых, жить вообще вредно, так что угрозу свинцовых белил никто особо не принимал всерьез. 

Да, свинцовые белила свели в могилу не одного художника. Их вредному влиянию приписывают гибель великого Караваджо – хотя причина смерти была другой, но свинцовые краски ослабили организм живописца, сделав его уязвимым для хворей. А сколько рабочих на фабриках, сколько женщин, мазавшихся красоты ради свинцовыми белилами, сколько детей, привлеченных их сладковатым вкусом погибло… Эх! Но вернемся к художникам. 

     Изготавливать свинцовые белила научились давным-давно. Еще Плиний в своей «Естественной истории» писал, что краска родится «действием острейшего уксуса на мельчайшие свинцовые оскребки», и предупреждал, чтоб не вздумали их на зуб пробовать. А благовония и притирания – это пожалуйста, весь Рим ими пользовался. Правда, Плиний не знал, что будет, если свинцовые белила попадут в организм через поры кожи или через дыхательные пути в виде пыли… 

     В его времена самые замечательные белила делали на Родосе (остров в то время находился под римским владычеством). Технология была проста: листы металла клали поверх емкости с уксусом. Через некоторое время со свинцовых пластин соскребали хлопья сияющей белизны. Их растирали в порошок, потом из него прессовали тонкие лепешки и высушивали под палящим южным солнцем.
Со временем придумали четыре способа производства белил. Самый «экологически чистый» предложили голландцы. Во времена Рембрандта живописцы додумались применить в этом деле новый элемент, отпугнувший от художественной стези многих подмастерьев. Уж больно грязная была работа.
Когда белая краска в мастерских заканчивалась, подмастерьев посылали на… скотный двор за натуральным продуктом в изобилии производимом всякой лошадью.

     Тем временем художник наливал на дно глазурованных глиняных горшков немного уксусной кислоты и закрывал их тонкими свинцовыми пластинами. Горшки ставили один на другой по нескольку штук. Потом подмастерья привозили воз ценного ингредиента, и заваливали им горшки. Три месяца навозу предстояло гнить в запертой комнате, испуская, во-первых, тепло, помогающее испарению кислоты, и, во-вторых, углекислый газ, который вместе с уксусом превращал свинец в углекислую соль. Через три месяца комнату открывали, навоз раскапывали и извлекали горшки, покрытые пластинами. На них сиял толстый слой белейшей краски. Только соскрести оставалось. Так из… отходов лошадиного организма получалась «конфетка». 

     Работать со свинцовыми красками – означало ежедневно рисковать здоровьем. Отравление свинцом, который постепенно накапливался в тканях тела, часто становилось смертельным. Когда производить белила стали промышленным способом на фабриках, встал вопрос о защите здоровья рабочих. В качестве лекарства им полагалось выпивать в течение дня литр молока. В начале XX века на многих фабриках, где делали свинцовые белила для покраски фасадов, был заведен такой порядок. В шесть утра, в девять утра и в три часа дня рабочим выдавали молоко, содержащее отличное натуральное противоядие – кальций. Респираторы были бы конечно лучшей защитой, но в то время их еще не изобрели. Вместо этого рабочие растирали свинец рядом с открытым огнем, чтобы частицы пыли поднимались вверх вместе с током теплого воздуха.
     Но почему вредную краску использовали в промышленных масштабах? Ответ прост. Свинцовыми белилами красили здания потому, что они более стойкие, чем известковый раствор. Их не надо подновлять каждый год.      Кроме того, в начале XX века в Гонконге, например, считали, что свинцовые белила защищают от чумы. Поэтому местная полиция регулярно проверяла бедные районы города на предмет, достаточно ли белы тамошние трущобы.
Со временем от свинцовых белил отказались и маляры, и многие живописцы, предпочтя им менее токсичные цинковые и титановые белила.

конец статьи
Прямая ссылка на статью: http://avantyra.com/809 Отправить ссылку случайная статья

История

Популярные статьи

 

Наверх