Макияж, означающий «сегодня хороший день, чтобы умереть»
«Сегодня хороший день, чтобы умереть!» – говорили индейские воины, вставшие на тропу войны. И принимались за дело – нанесение боевой раскраски на свои лица.
Любому воинскому союзу остро необходимо ощущение духовного единства и четкой, понятной внутренней структуры. Обычно в разных армиях мира этому служат знамена, форма и специальные знаки отличия, которые позволяют мгновенно оценить статус воина, а также увидеть зримые символы его достижений и заслуг. Не чуждо это и воинственным племенам, у которых вся нужная информация нанесена на лица и тела с помощью красок – постоянно в виде татуировок, или временно с помощью боевого макияжа… Рисунки эти поднимали боевой дух, вселяли в украшенных ими веру в себя.
Коренное население Американского континента отличалось этнической пестротой и разнообразием, поэтому и видов боевого макияжа у индейцев Северной и Южной Америки существовало великое множество. Иногда один и тот же символ у разных племен «читался» по-разному. Например, отпечаток ладони, нанесенный краской на лицо, мог означать воина, отличившегося в рукопашном бою, или воина-невидимку, умелого разведчика, которого не заметит враг.
Чаще всего, делая узоры боевой раскраски, расчерчивали лицо полосой вдоль носа или поперек линии глаз. Перпендикулярные проведенным линии наносились на лоб и щеки. У ряда племен эти полосы символизировали ранения или подвиги: сиу и шайенны красными полосами на щеках обозначали число убитых ими врагов.
Полем для условных обозначений было не только лицо. У индейцев сиу поперечные красные полосы на руках означали, что воин побывал в плену и совершил успешный побег. Диагональные линии на бедрах означали пеший бой, перекрещивающиеся – конный.
Нередко «на память» о старых боевых ранах индейцы отмечали их места на своем теле красной краской.
По-разному интерпретировались и цвета: например, красный мог служить символом решимости и мужества, непримиримой жажды мести или торжества победы. У племени сиу это было равноценно «нашивке за боевое ранение». У дене это означало торжество, оптимизм и радость. В качестве красного пигмента индейцами использовалась смесь глины, охры и жира. После появления европейских торговцев именно красную краску они чаще всего покупали для своей военной косметики. Причем использовали не только красящее вещество, но и нестойко окрашенные ткани и даже полиграфическую продукцию, «сводя» с них цвет, намочив и потерев ими лица.
Кстати, и краснокожими европейцы прозвали индейцев именно за пристрастие к раскрашиванию лиц в красный цвет – кожа у них имеет слегка желтоватый или светло-коричневый цвет, а вовсе не красный.
«Когда придет время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, так что когда приходит их время, они плачут и молятся, чтобы прожить еще немного и по-другому. Пой свою песню смерти, и умри как герой, идущий домой». (вождь Аупамат, могикан).
Полосы на щеках как признание в убийствах
Чаще всего, делая узоры боевой раскраски, расчерчивали лицо полосой вдоль носа или поперек линии глаз. Перпендикулярные проведенным линии наносились на лоб и щеки. У ряда племен эти полосы символизировали ранения или подвиги: сиу и шайенны красными полосами на щеках обозначали число убитых ими врагов.
Полем для условных обозначений было не только лицо. У индейцев сиу поперечные красные полосы на руках означали, что воин побывал в плену и совершил успешный побег. Диагональные линии на бедрах означали пеший бой, перекрещивающиеся – конный.
Нередко «на память» о старых боевых ранах индейцы отмечали их места на своем теле красной краской.
Черная радость, белое горе
Кстати, и краснокожими европейцы прозвали индейцев именно за пристрастие к раскрашиванию лиц в красный цвет – кожа у них имеет слегка желтоватый или светло-коричневый цвет, а вовсе не красный.
Черный – порошкообразный уголь – символизировал угрозу и ожидание. Команчи и осейджи чернили лица в знак готовности к битве, воинственных намерений. У племени ассинибойнов это означало возвращение с победой – цвет потухших костров врага. Белый у этого племени, напротив, был траурным цветом. Племя дене вместо белого для выражения скорби использовало коричневый цвет. Зеленый и синий означали духовное совершенство и мудрость или уважение и почет. У индейцев арапахо зеленая раскраска лица означала целую картину мира, центром которой был человек: зеленый цвет – земля, белая полоса на лбу – небесный свод, белые полосы на щеках – молнии. Такая картина на лице символизировала стойкость и силу, мудрость и стремительность.
Боевая раскраска у каждого племени не была произвольной, получить право на тот или иной ее элемент и цвет можно было, перейдя на очередной статусный уровень, снискав славу, совершив что-то значимое для племени. Однако существовал и «минимум» для «новобранцев»: идти в бой с нераскрашенным лицом было просто неприлично, да и небезопасно – духи-предки не узнали бы воина и не помогли бы ему! При этом соседние племена, как правило, умели «читать» язык символов военного макияжа соседей и могли судить об их намерениях при встрече. Иногда появление в боевой раскраске перед лицом членов соседнего племени означало что-то вроде «Иду на вы!».
«Жизнь индейца подобна крыльям воздуха. Вот почему ты замечаешь, что ястреб знает, как получить свою добычу. Индеец похож на него. Ястреб падает на добычу – так же поступает и индеец. В своей скорби он подобен животному. Например, койот хитер – так же и индеец. Так же и орел. Вот почему индеец всегда носит перья – он сродственен крыльям воздуха». (Черный Олень, оглала-сиу).
Что на уме, то и на лице
Боевой макияж индейцы наносили не только на себя, но и на своих коней. Причем на коне часто был символически изображен «послужной список» всадника – его подвиги и число поверженных им врагов. У племени сиу отпечаток ладони на теле лошади означал участие всадника в рукопашных боях. Темных лошадей обычно раскрашивали белой и желтой краской, а светлых – красной.
Открытость в демонстрации намерений, верность кодексу чести сродни рыцарской, единство с природой – эти и другие черты и обычаи индейцев вызывают симпатии у многих представителей совсем других культур.
Множество людей в мире хотели бы «быть индейцами», а некоторые даже осуществляют свои мечты, вживаясь в образ «детей лесов и прерий» во время выходных и отпусков…