случайная статья
array(13) { ["http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Defense.gov_News_Photo_050624-M-1837P-001.jpg*Pfc. C. Warren Peace, U.S. Marine Corps"]=> array(3) { ["author"]=> string(39) "Pfc. C. Warren Peace, U.S. Marine Corps" ["descr"]=> string(26) "Современный военный макияж" ["link"]=> string(84) "http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Defense.gov_News_Photo_050624-M-1837P-001.jpg" } ["http://21region.org/2009/06/18/istorija-kamufljazha.html*статья"]=> array(3) { ["author"]=> string(6) "статья" ["descr"]=> string(37) "Военный макияж в синей цветовой гамме" ["link"]=> string(56) "http://21region.org/2009/06/18/istorija-kamufljazha.html" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giulio-cesare-enhanced_1-800x1450.jpg*Andreas Wahra"]=> array(3) { ["author"]=> string(13) "Andreas Wahra" ["descr"]=> string(15) "Гай Юлий Цезарь" ["link"]=> string(77) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giulio-cesare-enhanced_1-800x1450.jpg" } ["http://www.itogi.ru/paradox/2010/19/152106.html*The Trustees Museum British of (AFP)"]=> array(3) { ["author"]=> string(36) "The Trustees Museum British of (AFP)" ["descr"]=> string(26) "Пикт. Рис. Теодор де Бри" ["link"]=> string(47) "http://www.itogi.ru/paradox/2010/19/152106.html" } ["http://www.itogi.ru/paradox/2010/19/152106.html*Фото: The Trustees Museum British of (AFP)"]=> array(3) { ["author"]=> string(42) "Фото: The Trustees Museum British of (AFP)" ["descr"]=> string(4) "Пикт" ["link"]=> string(47) "http://www.itogi.ru/paradox/2010/19/152106.html" } ["http://www.knightswood.narod.ru/history1/h_4people/historyfront_4people.html*Рисунок XIX в. Британский музей."]=> array(3) { ["author"]=> string(32) "Рисунок XIX в. Британский музей." ["descr"]=> string(32) "Воительница из пиктского племени" ["link"]=> string(76) "http://www.knightswood.narod.ru/history1/h_4people/historyfront_4people.html" } ["http://ejercito-romano.forogratis.es/ilustracion-guerreros-pictos-desde-s-v-al-viii-t485.html*Angus McBride"]=> array(3) { ["author"]=> string(13) "Angus McBride" ["descr"]=> string(26) "Пиктские воины V - VIII в." ["link"]=> string(93) "http://ejercito-romano.forogratis.es/ilustracion-guerreros-pictos-desde-s-v-al-viii-t485.html" } ["https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Isatis_tinctoria2.jpg*Kurt Stüber"]=> array(3) { ["author"]=> string(16) "Kurt Stüber" ["descr"]=> string(25) "Растение Вайда Красильная" ["link"]=> string(61) "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Isatis_tinctoria2.jpg" } ["http://www.furfur.me/furfur/all/style-fufur/158257-ottenki-sinego*статья"]=> array(3) { ["author"]=> string(6) "статья" ["descr"]=> string(47) "Шерсть, окрашенная растительным пигментом вайды" ["link"]=> string(65) "http://www.furfur.me/furfur/all/style-fufur/158257-ottenki-sinego" } ["http://www.filmz.ru/photos/65122/big/*кадр из фильма"]=> array(3) { ["author"]=> string(14) "кадр из фильма" ["descr"]=> string(73) "Актер Тахар Рахим в роли пиктского вождя в фильме "Орел девятого легиона"" ["link"]=> string(37) "http://www.filmz.ru/photos/65122/big/" } ["http://www.fdwallpapers.com/desktop.php?pid=2943&lng=ru*кадр из фильма"]=> array(3) { ["author"]=> string(14) "кадр из фильма" ["descr"]=> string(110) "Мел Гибсон в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце». Лицо раскрашено красителем, полученным из вайды. " ["link"]=> string(55) "http://www.fdwallpapers.com/desktop.php?pid=2943&lng=ru" } ["http://surfingbird.ru/surf/bh0T3e4cc#.VEIT8md_tvo*Lalo R. Villar"]=> array(3) { ["author"]=> string(14) "Lalo R. Villar" ["descr"]=> string(62) "Современные ролевики-реконструкторы в нарядах и гриме викингов" ["link"]=> string(49) "http://surfingbird.ru/surf/bh0T3e4cc#.VEIT8md_tvo" } ["http://affricanezz.com/guys3.html*Сергей affricanezz Шехеров "]=> array(3) { ["author"]=> string(27) "Сергей affricanezz Шехеров " ["descr"]=> string(21) "Синее лицо в арт-фото" ["link"]=> string(33) "http://affricanezz.com/guys3.html" } }

Юлий Цезарь: синие лица «страшней других на вид»

     Ученые считают, что первым средством для нанесения боевого макияжа была кровь. Кровью животных древние люди обмазывали себя не только перед охотой, но и перед набегом на соседнее племя. И неизвестно, что было первично в этом – создание своеобразной обонятельной защиты от собственного, человеческого запаха или придание себе жуткого, повергающего врагов в ужас вида. Покрытый кровью противника воин демонстрировал свою силу и агрессию – и не только врагу, но и соратникам и себе самому.
  • Современный военный макияж
  • Военный макияж в синей цветовой гамме
  • Гай Юлий Цезарь
  • Пикт. Рис. Теодор де Бри
  • Пикт
  • Воительница из пиктского племени
  • Пиктские воины V - VIII в.

Кровавый маскарад

     В некоторых племенах Африки, Америки и Океании кровь для подобного страшного украшения воинами использовалась своя собственная. Это символизировало решимость и презрение к боли и смерти, своеобразное «боевое бешенство» - сродни тому, которое демонстрировали берсерки на территории северной Европы. Тацит отмечал, что варвары, которым противостояла римская армия в Британии, специально «мечом расцарапывали себе лица», чтобы казаться страшнее.

     Гордость своими ранами и их следами – шрамами – заставляла древних жителей Европы, кельтов, препятствовать их бесследному заживлению. Об этом свидетельствует    Теодор Моммзен, описывая кельтов в «Истории Рима»: «Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли для того, чтобы похвастаться широким рубцом». Иногда для того, чтобы память о ранении не исчезла, в неопасные раны специально добавляли минеральные красители, подчеркивая их синим, красным или черным цветами. «Подкрасить» рану помогали глина, сажа, охра или угольная пыль. (Возможно, именно так когда-то и произошло зарождение искусства татуировки – от случайного попадания краски в заживающую рану – к целенаправленному нарушению целости кожи с введением красителя).

Синеликие пикты

      Одновременно с татуировкой и шрамированием, кельтские племена Европы широко применяли очень разнообразную боевую косметику. Упоминание Тертуллиана: «легион обуздал диких скоттов (шотландцев) и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых» - говорит о многом. Татуировки и боевую раскраску своих противников римляне лаконично называли «stigmata Britonium», британские знаки.
     
     Название группы племен, живших на севере Шотландии, данное им римлянами, напрямую с этим обычаем связано – слово «пикты» означает «расписанные», покрытые рисунками. Пикты были не богатырского роста, судя по останкам, найденным в их воинских захоронениях – не выше 170 см. Им было жизненно необходимо придание себе пугающего внешнего вида. Татуировки пиктов изображали их животных-покровителей (тотемы).
      Особенно почиталась пиктами для боевого макияжа глина с высоким содержанием соединений меди – малахита и азурита, синеватого или зеленоватого оттенков. Кроме того яркий сине-голубой цвет достигался ими от применения красителя, изготовленного на основе травянистого растения под названием вайда красильная. Синий пигмент вайды мог соперничать яркостью и чистотой тона с дорогим индиго – он был известен людям со времен неолита, позже его назвали «германским индиго» и применяли по всей Европе и даже на Руси для окраски шерсти. Не только пикты, но и другие кельтские воины пугали своей «синюшностью» противников по всей Европе. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» отмечает: «Все британцы красятся вайдой, которая придаёт их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид».

      «Мертвенный» оттенок кожи раскрашенных воинов был призван показать врагам отсутствие у них страха перед смертью – раз они уже в какой-то мере «мертвы и посинели». Площадь для нанесения боевой раскраски была немалой: пикты шли в бой практически нагими. Кроме однородного синего фона, пикты наносили на свои тела и лица тотемические символы – изображения животных, птиц и рыб. Популярны были геометрические и спиралевидные узоры, значения которых история пока не знает. Есть версия, что это тоже максимально стилизованные изображения тотемов.
      Континентальные кельтские племена, например, багауды чаще применяли оранжевый пигмент для боевой раскраски лиц.

Военный мейк-ап

      Противостоявшие синеликим кельтским воинам римляне тоже не были чужды военного макияжа. Правда, применяли они его не в бою, а в победных шествиях, и не во времена Галльских и Британских войн, а на несколько столетий раньше. Участники триумфальных парадов в древнем Риме часто красили свои лица красным, что символизировало бога Марса, чьим атрибутом являлся красный цвет.

      Другие северяне – викинги – в расцвете своей эпохи – с IX по XIII вв. – нередко тоже применяли боевую раскраску, но в ней их интересовал больше не тот или иной цвет – они были разнообразны, а графический символ тотемического животного – покровителя рода. Известно, что викинги питали особое пристрастие к красному цвету, нанося его охрой, глиной или кровью.

      Современные военные применяют боевую косметику немногим реже, чем их далекие предки. По-прежнему, нанесение боевого макияжа преследует две основные цели: в большей степени маскировка и в меньшей – психическое воздействие на противника. Часто используется сочетание этих целей, для которого ярко-синий цвет не очень подходит: гораздо эффективнее прячет и не менее сильно пугает сочетание серого, коричневого, зеленого и черного в виде специфического «камуфляжного» узора. Разрушая цветовую непрерывность зрительного образа лица человека, боевой макияж позволяет бойцу спецподразделения долго оставаться незамеченным, а выскочив навстречу врагу – напугать и деморализовать его. 

  • Растение Вайда Красильная
  • Шерсть, окрашенная растительным пигментом вайды
  • Актер Тахар Рахим в роли пиктского вождя в фильме "Орел девятого легиона"
  • Мел Гибсон в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце». Лицо раскрашено красителем, полученным из вайды.
  • Современные ролевики-реконструкторы в нарядах и гриме викингов
  • Синее лицо в арт-фото
конец статьи
Прямая ссылка на статью: http://avantyra.com/852 Отправить ссылку случайная статья

История

Популярные статьи

 

Наверх