Звери не грешат, но молятся
Эта статья разделена на несколько частей, остальные части вы можете найти здесь:
- Часть 1
- Часть 2
Человек обо всем судит по себе. Даже о животных. Интересуется, есть ли у них душа? Разумны ли они? Ощущают ли то же, что и мы, – любовь, гнев, сочувствие – или это одни инстинкты? На подобные вопросы по-своему пытались ответить все культы и культуры, мировые религии и тайные учения. И если верно, что истина всегда где-то посередине, у нас есть шанс познать ее, просто сравнив разные точки зрения.
Именно так представляет роль животных православное христианство. Животное, утверждают отцы церкви, не имеет души разумной и бессмертной, как у человека, но имеет душу животную, которая после смерти исчезает в небытии. У души животной, по мнению церкви, есть две силы, – сила ревности и гнева и сила похотная. Таким образом, все инстинкты животных, все их поведение, кажущееся нам разумным, суть взаимодействие этих двух сил животной души. Разума у них нет – то прерогатива души человеческой и ангельской. Однако в повадках животных проявляется разум их Творца, вложившего в них некую видимую для нас разумность. Зачем?
Затем, отвечают батюшки, чтобы звери своими действиями, которые они не сознают и не понимают, учили нас нравственным поступкам. Бог вложил в неразумных тварей призывы для людей к исканию добродетели, как бы говоря, что вот даже звери, не имеющие души, проявляют себя нравственно, а уж тебе, человек, имеющий душу разумную, пристало поступать еще лучше и благороднее. Таким образом, Создатель заботится о спасении людей. «Ибо, – как сказано в Писании, – невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы».
Разум, считается в исламе, означает сознание, способность понимать, совесть. Чтобы осознавать нечто, чувства должны воспринимать это, а ум – комментировать. Так вот, у животных разума достаточно для продолжения жизни, для обеспечения пищей себя и своего потомства, для распознания того, что вредно или полезно для них. Некоторые аяты Корана прямо указывают на это (в частности, аят суры «Муравьи»): «Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: “О, муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого”».
Разум и сознание животных принимают в расчет в своих рассуждениях и исламские богословы: «…человек, надевший на себя разные лохмотья, стал бы посмешищем перед разумными животными и опозорился бы перед ними». Однако, подчеркивает ислам, уровень разума животных недостаточен для того, чтобы подвергать их земным испытаниям. Посему они в отличие от людей не несут ответственности за свои деяния.
В отличие от христианства ислам признает наличие души у животных, хотя и оговаривает, что душа их более низкого порядка, чем человеческая. Тем не менее в Коране (гл. 24, т. 41) предполагается, что сознание животного выше, чем простой инстинкт или интуиция, настолько, что звери могут познать своего Создателя и поклоняются ему:
«Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы
Всеми существами на небе и на земле
И птицами, простершими крылья?
Каждый из них знает свою молитву и песнопение,
И Аллах внимает тому, что они делают».
С точки зрения буддизма – легко! Главное, нагрешить побольше. Сам основатель этой религии Будда рассказывал поучительные истории о своих прошлых рождениях, рисуя себя то обезьяной, то рыбой, то слоном, то кроликом, то лебедем, то оленем. Буддизм не считает, что мир сотворен богом, и проповедует, что смена жизней существовала всегда. Согласно буддийским верованиям, каждое существо может перевоплотиться в кого угодно – в человека, в демона, в голодного духа, в бога и даже в животное. Причем родиться зверем можно лишь в наказание за прошлые грехи, поскольку животные постоянно страдают.
Хотя буддизм и ставит животных ниже человека, он уравнивает всех сущих в самом важном. Глава тибетского буддизма Далай Лама XIV говорит об этом так: «Неважно, принадлежат ли живые существа к более высоким формам, таким как человек, или более низким, таким как животные, все они в первую очередь ищут мира, покоя и безопасности. Жизнь так же дорога безгласному созданию, как и человеку. Даже самое ничтожное насекомое стремится защитить себя от угрожающей ему опасности. Так же как каждый из нас хочет счастья и боится боли, так же как каждый из нас хочет жить и не хочет умирать, так хотят этого и другие существа».
Столь же древний, как и буддизм, джайнизм, основанный последователем Будды – святым Махавирой, смотрит на животных иначе. Центральной доктриной джайнизма является разделение всего сущего на живое и неживое. Иерархия живых существ выстраивается в соответствии с количеством чувств, которыми они обладают. На нижней ступени, по мнению джайнов, находятся черви – они имеют только чувство осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи стоят выше, у них есть еще и зрение. Затем идут змеи, наделенные кроме прочего слухом. На вершине этой пирамиды существа, обладающие шестью чувствами(зрением, вкусом, слухом, обонянием, осязанием и мышлением), – звери, рыбы и человек.
Посему джайнизм бескомпромиссно защищает все формы живых существ и не считает возможным убивать никакую тварь, вплоть до насекомого.
С традиционными религиями все более-менее ясно. А что говорят о животных тайные учения? Как они объясняют тот факт, что звери, стоящие на более низкой ступени эволюции, обладают инстинктом, более надежным, чем наш здравый смысл?
Учение розенкрейцеров дает на это свой ответ. У животного, говорят адепты этого мистического общества, есть собственный дух, не обладающий, однако, самосознанием и потому не могущий управлять им. Поэтому над всеми индивидуальными сознаниями надстоит некая сущность – Групповой Дух, состоящий из отдельных духов животных, так же как наше тело из клеток. Эта сущность принадлежит другой эволюции действует в невидимых мирах, где истина яснее. В физическом мире Групповой Дух действовать не может, но он развивается, помещая духи животных в тела, и включает в себя весь накопленный ими опыт. Он же направляет животных с помощью указаний, которые мы называем инстинктами. Когда животное умирает, Групповой Дух принимает в себя его опыт и таким образом растет и развивается, распространяя новые знания среди своих подопечных. В будущем, считают розенкрейцеры, животные станут людьми, и тогда Групповой Дух станет руководить ими как Расовый или Национальный Дух.
С точки зрения современных эзотериков помимо материального тела и эфирной оболочки у животного появляется еще одно тело – астральное, а вместе с ним и чувства, ощущения, эмоции, симпатии, антипатии, стремления, желания, инстинкты. Здесь шкала развивающегося сознания так велика, что оно начинает делиться на активное и пассивное. Примитивное сознание, унаследованное от растений, становится пассивным, автоматическим, переходит в инстинкт самосохранения. А развившееся сознание астрального тела становится активной частью. Инстинкт же есть промежуточная ступень между желаниями и разумностью, между чувствами и мышлением. У высокоразвитых представителей царства животных инстинкт медленно переходит в разум. В эзотерике считается, что их сознание инстинктивно-разумное.
Образец нравственности
Затем, отвечают батюшки, чтобы звери своими действиями, которые они не сознают и не понимают, учили нас нравственным поступкам. Бог вложил в неразумных тварей призывы для людей к исканию добродетели, как бы говоря, что вот даже звери, не имеющие души, проявляют себя нравственно, а уж тебе, человек, имеющий душу разумную, пристало поступать еще лучше и благороднее. Таким образом, Создатель заботится о спасении людей. «Ибо, – как сказано в Писании, – невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы».
Разума достаточно…
Разум и сознание животных принимают в расчет в своих рассуждениях и исламские богословы: «…человек, надевший на себя разные лохмотья, стал бы посмешищем перед разумными животными и опозорился бы перед ними». Однако, подчеркивает ислам, уровень разума животных недостаточен для того, чтобы подвергать их земным испытаниям. Посему они в отличие от людей не несут ответственности за свои деяния.
В отличие от христианства ислам признает наличие души у животных, хотя и оговаривает, что душа их более низкого порядка, чем человеческая. Тем не менее в Коране (гл. 24, т. 41) предполагается, что сознание животного выше, чем простой инстинкт или интуиция, настолько, что звери могут познать своего Создателя и поклоняются ему:
«Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы
Всеми существами на небе и на земле
И птицами, простершими крылья?
Каждый из них знает свою молитву и песнопение,
И Аллах внимает тому, что они делают».
Как очутиться в звериной шкуре
Хотя буддизм и ставит животных ниже человека, он уравнивает всех сущих в самом важном. Глава тибетского буддизма Далай Лама XIV говорит об этом так: «Неважно, принадлежат ли живые существа к более высоким формам, таким как человек, или более низким, таким как животные, все они в первую очередь ищут мира, покоя и безопасности. Жизнь так же дорога безгласному созданию, как и человеку. Даже самое ничтожное насекомое стремится защитить себя от угрожающей ему опасности. Так же как каждый из нас хочет счастья и боится боли, так же как каждый из нас хочет жить и не хочет умирать, так хотят этого и другие существа».
В одном ряду с рыбами
Посему джайнизм бескомпромиссно защищает все формы живых существ и не считает возможным убивать никакую тварь, вплоть до насекомого.
Что дух укажет
Учение розенкрейцеров дает на это свой ответ. У животного, говорят адепты этого мистического общества, есть собственный дух, не обладающий, однако, самосознанием и потому не могущий управлять им. Поэтому над всеми индивидуальными сознаниями надстоит некая сущность – Групповой Дух, состоящий из отдельных духов животных, так же как наше тело из клеток. Эта сущность принадлежит другой эволюции действует в невидимых мирах, где истина яснее. В физическом мире Групповой Дух действовать не может, но он развивается, помещая духи животных в тела, и включает в себя весь накопленный ими опыт. Он же направляет животных с помощью указаний, которые мы называем инстинктами. Когда животное умирает, Групповой Дух принимает в себя его опыт и таким образом растет и развивается, распространяя новые знания среди своих подопечных. В будущем, считают розенкрейцеры, животные станут людьми, и тогда Групповой Дух станет руководить ими как Расовый или Национальный Дух.
Инстинкт переходит в разум