случайная статья
array(4) { ["http://www.vladsokhin.com/home*Vlad Sokhin"]=> array(3) { ["author"]=> string(11) "Vlad Sokhin" ["descr"]=> string(16) "Карго Всемогущее" ["link"]=> string(30) "http://www.vladsokhin.com/home" } ["*jon_steinar"]=> array(3) { ["author"]=> string(11) "jon_steinar" ["descr"]=> string(16) "В ожидании Карго" ["link"]=> NULL } ["http://www.senseofview.de/review/461*Mondo Cane"]=> array(3) { ["author"]=> string(10) "Mondo Cane" ["descr"]=> string(22) "Под крылом самолета..." ["link"]=> string(36) "http://www.senseofview.de/review/461" } ["https://www.facebook.com/photo.php?fbid=568133813226856&set=pb.184426134930961.-2207520000.1378201099.&type=3&permPage=1*Napi vagányság "]=> array(3) { ["author"]=> string(25) "Napi vagányság " ["descr"]=> string(11) "Они ждут..." ["link"]=> string(120) "https://www.facebook.com/photo.php?fbid=568133813226856&set=pb.184426134930961.-2207520000.1378201099.&type=3&permPage=1" } }

Самолетопоклонники. Джон Фрум или «John from…»?

Эта статья разделена на несколько частей, остальные части вы можете найти здесь:
     На одном из островов Южной Океании в лесистых горах есть необычный алтарь. На ровном участке скалы в конце любовно расчищенной и утоптанной дорожки стоит маленький самолет… из жердей и соломы. С другой стороны – смотровая вышка. Вдоль дорожки группами сидят местные жители – папуасы. Они смотрят в вечереющее небо и ждут. Когда спускается ночь, зажигают вдоль «посадочной полосы» огни, а самый яркий факел горит на вершине смотровой вышки, озаряя путь самолету, который когда-нибудь обязательно прилетит. 
  • Последователи карго-культа на острове Танна
  • Карго Всемогущее
  • В ожидании Карго
  • Под крылом самолета...
  • Они ждут...
     Они спокойно ждут, вглядываясь в небеса: оттуда, где живут умершие предки папуасов, должны прилететь ревущие железные птицы. Души мертвых щедры, поэтому они присылают своим потомкам на самолетах много замечательных вещей.
     День за днем папуасы сидят здесь, оставив свои деревни и невозделанные поля – мужчины и женщины, старики и дети, сидят и терпеливо ждут у дверей, ведущих в небо…
     Диковинная вера нетронутых цивилизацией народов Южной Океании сегодня вызывает лишь грустную улыбку, хотя закономерности, лежащие в ее основе, имеют к нашей жизни куда большее отношение, чем можно подумать.
     Разве религия не была с человечеством всегда? Следы религиозных ритуалов и традиций археологи находят при раскопках самых древних поселений. Но откуда же взялись первые представления о сверхъестественном, что питало веру людей в высшие силы? Вероятно, к разгадке этой тайны можно приблизиться, изучив поразительный религиозный феномен, возникший, можно сказать, на наших глазах. 

     Пришествие бледнолицых

     Первые контакты первобытных папуасских племен с белыми людьми случились еще во второй половине XIX столетия, задолго до появления авиации. К берегам «черных островов», расположенных в Тихом океане, стали приставать огромные (по сравнению с примитивными лодками туземцев) железные корабли, которые «не способна построить рука человека». На берег сходили бледнолицые люди, одетые в причудливую одежду. Они занялись странными делами: вырубали и жгли леса, поражали дичь и врагов громом из огненных палок. У белых было много темной вонючей «воды», которая отлично горела, но потушить ее было нельзя. Они привезли с собой великое множество загадочных предметов. Некоторые из них: стальные ножи, бусы из невиданных материалов, яркие материи – были очень кстати, но главное, все это явно было сделано не человеческими силами. Белые были всемогущи – они убивали на расстоянии, исцеляли больных без всяких заклятий, с помощью маленьких белых кружочков, они ели божественную пищу: нежное, жирное мясо, густое сладкое питье, и еда являлась им сама собой – уже готовая, упакованная в красивые жестяные коробки. Добрые белые люди рассказывали туземцам про своего бога, показывали картинки и велели кланяться им…
     Прошло некоторое время, прежде чем папуасы освоились с новыми событиями, перевернувшими их жизнь, но не представления о мире, а затем в 1873-85 годах на острове Фиджи вспыхнуло так называемое «движение Тука». Его идеологи проповедовали, что бог белых – Христос – на самом деле подчиняется местным богам, а бледнолицые скоро утратят свое могущество и попадут в рабство к туземцам. Вот тогда-то папуасы заживут на славу!
     Подобные течения возникали и на Соломоновых островах, и в Новой Каледонии и достигли апофеоза в Папуа – Новой Гвинее в самом конце XIX – начале XX века. Культ, сложившийся на острове, назвали «Вайлальским безумием».

Белый пароход как голубая мечта

     Однажды среди папуасов Британской Новой Гвинеи прошел странный слух. Местный житель по имени Эвара отправился на охоту и исчез. Односельчане долго искали его, но не нашли и решили, что их соплеменник погиб. Однако спустя некоторое время Эвара объявился сам и рассказал, что в джунглях на него напал колдун, который распорол ему брюхо, а затем исцелил, вложив в рану чужие внутренности. Соплеменники не удивились зверскому ритуалу – ведь именно так, считалось, папуас обретает колдовские способности.
Эвара тоже сделался колдуном, а заодно и пророком. Он предрек соплеменникам, что вскоре у берегов острова появится «призрачный белый пароход», на котором прибудут их предки, ставшие в загробном мире белыми. Предки привезут консервы, рис, муку, табак, винтовки, инструменты и прочие полезные вещи. И все это – для папуасов.
     «Черная кожа нехороша» – твердил Эвара, и его последователи все поняли: когда прибудут предки, кожа у папуасов побелеет, а бледнолицые, наоборот, почернеют и станут рабами туземцев. 
Их поражало наличие у белых огромного количества разных вещей, которые являлись словно из ниоткуда – пришельцы явно не делали их сами, ведь никто не видел процесса изготовления. И еще белые люди поклонялись Библии, хотя вели себя совсем не так, как там написано.
Все это было непостижимо. В итоге, в головах местных жителей сварилась чудовищная каша из наблюдений, христианских проповедей и традиционных верований народов Океании.
     Пророк объяснил, что надо делать, чтоб ускорить прибытие парохода: следует выдать замуж всех молодых девушек, забить всех свиней и собак, построить амбары для хранения даров предков. Кроме того, нужно отказаться от всех старинных обычаев, сжечь традиционные украшения и ритуальные маски. Все папуасы должны приготовиться к «перевоплощению» – подстричься и надеть костюмы, в которых ходят белые. И ждать. Работать больше не надо, ведь даров предков и так хватит на всех. 
     Туземцы стали свидетелями «чуда»: ревущие железные птицы послушно приносили небесные дары пришельцам. «Что это?» – знаками спрашивали они, показывая на грузы. 
«Карго» – равнодушно отвечали солдаты (cargo – груз).
     Аборигены были счастливы – наконец-то предки вспомнили о них, богатство сыпалось на острова прямо с небес. Пророчество сбылось, теперь карго хватит на всех.


     Аборигены так и сделали. Они побросали свои повседневные занятия и, сначала на радостях, потом со скуки, принялись упиваться кавой – галлюциногенным напитком из корня дикого перца. Безумие продолжалось несколько месяцев – папуасы пребывали в состоянии непрерывного наркотического бреда. Однако предки с дарами к ним не торопились. Среди тех, кто послушался Эвару, начался голод, на том «Вайлальское безумие» и кончилось.

Как объяснить необъяснимое?

     Разобраться в причинах произошедшего оказалось не так-то просто. Европейцам и в голову не приходило, как воспринимают папуасы их действия. Пришельцы налаживали на островах производство и вывоз местных товаров – копры (так называется маслянистый слой кокосовых орехов) и сахарного тростника, создавая на тихоокеанских островах товарно-денежную экономику. Аборигены, незнакомые с этой системой, тщетно пытались уразуметь суть новой жизни.
     Их поражало наличие у белых огромного количества разных вещей, которые являлись словно из ниоткуда – пришельцы явно не делали их сами, ведь никто не видел процесса изготовления.
     И еще белые люди поклонялись Библии, хотя вели себя совсем не так, как там написано.
     Все это было непостижимо. В итоге, в головах местных жителей сварилась чудовищная каша из наблюдений, христианских проповедей и традиционных верований народов Океании.
     Понемногу жители Соломоновых островов, Танны, Таити и Новой Гвинеи (совершенно независимо друг от друга) стали понимать, в чем дело.
     Все товары делают на том свете их предки – для своих потомков папуасов, решили они.
     Миссионерские проповеди о том, что в раю все равны и что после смерти всех ожидает воскресение, они интерпретировали на свой лад: кто умрет – родится снова, но с белой кожей. То есть бледнолицые пришельцы – это те, вновь родившиеся, которых боги послали к папуасам с дарами: оружием, едой, одеждой.
      Но белые оказались очень хитрыми и забрали все подарки себе – прячут добро на складах и в магазинах, а папуасов заставляют платить за то, что принадлежит им по праву.
Эта несправедливость не может длиться вечно. Именно об этом, как поняли островитяне, и говорится в Откровении Иоанна Богослова. Настанет такой день, когда все бедные станут богатыми и будут счастливы, потому что даров предков хватит на всех.
Прилетит вдруг Всевышний…

      Прошло всего два десятилетия, началась Вторая мировая война. В связи с этим на многих островах Тихого океана были размещены военные гарнизоны. Власть на островах постоянно менялась: японцы, британцы, французы, австралийцы, американцы – кто здесь только не побывал! Почти на каждом острове в Южной Океании воюющие стороны устраивали свои хранилища продовольствия, оборудования, медикаментов. Дольше всех задержались американцы. Они строили военные базы, казармы, госпитали, мосты, дороги, пристани, аэропорты. Опасаясь японских подводных лодок, необходимые грузы доставляли в основном по воздуху, зачастую просто сбрасывали их с транспортных самолетов на парашютах.
     Туземцы стали свидетелями «чуда»: ревущие железные птицы послушно приносили небесные дары пришельцам. «Что это?» – знаками спрашивали они, показывая на грузы.
«Карго» – равнодушно отвечали солдаты (cargo – груз).
     Аборигены были счастливы – наконец-то предки вспомнили о них, богатство сыпалось на острова прямо с небес. Пророчество сбылось, теперь карго хватит на всех.
Потом война закончилась, самолеты перестали прилетать и привозить грузы. Солдаты залезли в чрева своих огромных воющих птиц и улетели за море. А спустя несколько лет заезжие европейцы обнаружили на покинутых «черных островах» поразительный религиозный культ, название которому в сороковых годах придумала Люси Мейр – британский антрополог. С ее легкой руки в науке прижился современный термин: карго-культ.
     Мелкие островные религии сложились вокруг заброшенных баз и аэропортов. Местные жители стали строить из кокосовых пальм, жердей и соломы точные копии взлетно-посадочных полос, радиовышек и прочих принадлежностей аэродрома. Они верили в то, что их старания привлекут на острова транспортные самолеты, наполненные «небесными дарами предков»: огненной водой, тушенкой, печеньем, кока-колой…
     Подобные верования были обнаружены учеными на многих удаленных островах Тихого океана, а со временем и не только там.
     Например, во время Вьетнамской войны многие местные жители, принадлежавшие к народу хмонг, уверовали в скорое пришествие Христа, одетого в камуфляжную форму, который приедет на военном джипе и заберет всех с собой в землю обетованную.
А индейцы Амазонки уверяли, что общаются с духами при помощи вырезанных из дерева муляжей кассетных аудиоплееров.
     Словом, вывод напрашивался сам собой: людям свойственно обожествлять предметы и явления, которые кажутся им сверхъестественными. 

Как создать религию
      «Когда один человек одержим иллюзиями – это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями – это называют религией» – писал Роберт Пирсиг, американский писатель и философ. Эта мысль хорошо увязывается с третьим законом английского футуролога Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Сочетание невежества, иллюзий и современных технологий является благодатной средой для зарождения религии. Именно такие условия сложились на «черных островах» Южной Океании в прошлом столетии.
      Следует заметить, что XX век вообще поднаторел в создании всевозможных верований и религиозных концепций, причем не только на дальних островах, не тронутых цивилизацией, но и в странах, где научно-технический прогресс шел полным ходом.
Новые религиозные течения возникали и угасали буквально на глазах одного-двух поколений людей. Впрочем, многие из них широко известны и сейчас. В основном, это модификации традиционных конфессий (например, кришнаиты – модернизированная версия вишнуизма) либо некая смесь догм, надерганных из разных религий. Обычно основатель нового течения просто выбирает понравившиеся ему части различных вероучений и, наскоро увязав их между собой, выдает за «последнее откровение».    Примеров множество: «Живая этика», «Церковь Последнего завета», «Аум Синрикё», «Всемирное белое братство», «Церковь Объединения» и т.д. Эти «религии» имеют одну характерную особенность: имена и биографии их создателей хорошо известны, а цели вполне понятны – обеспечить себе популярность и высокий доход. Неудивительно, что подобные «учения» переживают своих основателей ненадолго, поскольку верующие довольно быстро «прозревают».
      Пожалуй, единственным исключением в этой череде являются карго-культы, которые до сих пор распространены на островах Тихого океана. Это настоящие «народные» религии со всеми присущими им особенностями и атрибутами.
     Несмотря на сравнительную молодость культов, точно назвать имена их основателей уже невозможно. За несколько десятилетий они успели изгладиться из памяти адептов.    Первоначальные цели тоже стерлись, их место заняла религиозная концепция, естественным образом сложившаяся в головах туземцев. И сейчас специалисты, изучающие это явление, с трудом могут воссоздать обстоятельства, при которых возникли главные ритуалы и идеологические опоры новой религии.
      Тем не менее, карго-культы – наглядная модель для антропологов и этнопсихологов, при помощи которой можно увидеть процесс возникновения религии в человеческом обществе. Тут специалистов ждало сногсшибательное открытие: они убедились, что в основе религии могут лежать вовсе не мистические откровения, а вполне обыденная человеческая логика.

Железная логика

      Именно умение сопоставлять факты и делать выводы привело островитян к созданию новой религии. Со времен колонизации их островов европейскими державами туземцы наблюдали одну и ту же картину – белые люди имеют множество полезных вещей и вкусной еды. Но при этом пришельцы не работают в том смысле, как понимают это папуасы: не сажают маис и батат, не пасут скот, не плетут корзины, не рыбачат, не выстругивают стрелы, не охотятся, не разводят свиней и не возделывают огороды. Чиновники колониальной администрации и военные, с точки зрения туземцев, ничего полезного для своего жизнеобеспечения не делают. Однако у белых есть и овощи, и свинина, и молоко, и джем, и зажигалки, и фонарики, и палатки, и много чего еще… Туземцы были поражены. Откуда же берется все это богатство?
     Белые пытались объяснить. Они говорили про промышленность, убеждали, что все эти вещи делают на заводах другие люди. Но туземцев не так-то легко провести.     Они были наблюдательны и заметили, что белые сами даже не могут починить свои фонарики и приемники – не то что сделать их! Значит, бледнолицые врут, и карго их снабжают духи предков. Белые молятся и в ответ получают дары небес. Правда, островитяне тоже усердно молились своим богам, но те никогда не посылали папуасам ничего подобного.
     Из увиденного туземцы сделали логичный вывод: все эти замечательные вещи на землю боги посылают не всем, а только тем, кто умеет правильно молиться. Правильно – это как белые. И туземцы стали наблюдать за действиями пришельцев. Те вели себя более чем странно: покрывали листы бумаги непонятными знаками, строили высокие мачты, закрепляли на них провода, а потом что-то говорили в маленькие коробочки, из которых в ответ доносились голоса духов. Пришельцы надевали одинаковую красивую одежду и подолгу ходили взад-вперед с оружием, чеканя шаг и громко крича молитвы, они подолгу сидели перед ящиками, на которых мигали цветные огоньки… И после всего этого боги посылали им дары – «карго».
     Если папуасы хотят получать карго, они должны действовать так же: маршировать, нажимать кнопки на разных устройствах, перекладывать с места на место стопки бумаг – потому что все эти действия не что иное, как ритуалы и религиозные церемонии.
     Оставалось понять самое важное: как боги белых отвечают на обращенные к ним молитвы.
     Прозрение посетило островитян во время Второй мировой войны, когда на острова, где были размещены военные части, стали прилетать самолеты и сбрасывать грузы. Вот он, ответ на вопрос! Разрозненные догадки, наконец, сложились в целостную картину. Туземцы все поняли: после того, как белые выполнят свои странные ритуалы: набегаются с ружьями, покричат в железные коробочки – лучшие из них отправляются в священное место, на аэродром, и там исполняют сакральный танец с флажками. И вскоре к ним прилетает посланец богов в виде ревущей железной птицы, и у белых появляется карго.
Вот теперь механизм общения пришельцев со своим богом стал совершенно ясен.
     Но главное, туземцы отлично поняли: бог бледнолицых помогает не только пришельцам, но всем, кто в него верует, в том числе и цветным. Ведь среди персонала аэродромов было множество чернокожих людей, прибывших на острова вместе с белыми.
     Эти наблюдения и сделанные из них выводы привели к стихийному массовому возникновению карго-культов. На одной только Новой Гвинее их появилось несколько десятков! Одновременно подобные верования возникли на Соломоновых островах, в Меланезии и на острове Танна. Именно там появилась самая живучая разновидность карго-культа, существующая и в наше время.

Джон Фрум или «John from…»?

     В конце тридцатых годов прошлого века на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название республика Вануату) случилось странное событие, положившее начало новому культу. Местный житель из числа старейшин заявил, что ему явился пророк по имени Джон Фрум – невысокий человек с тонким голосом и белесыми волосами, одетый в пальто с блестящими пуговицами. Он предрекал странные события и всячески настраивал туземцев против миссионеров. Он говорил с островитянами на понятном им языке, убеждал, что пришел спасти их от миссионеров, которые не уважают традиционный для местных жителей «кастом» (искаженное английское «custom») – то есть обычаи, правила жизни по старинке. Пророк уверял островитян, что они не должны перенимать нравы и привычки белых, что папуасам следует забрать своих детей из школ, выбросить европейскую одежду и валюту, перестать посещать церковь, оставить работу на кокосовых плантациях и вернуться к своему «кастом». Туземцы должны жить как встарь: пить каву, молиться камням, исполнять ритуальные танцы…
     Если островитяне выполнят эти условия, говорил пророк, то боги устроят апокалипсис – «великий катаклизм», в результате которого упадут горы, завалив долины, и белокожие, включая миссионеров, навсегда будут изгнаны с этой земли. Старики вновь станут молодыми, болезни исчезнут, а «карго» прибудет на острова в таких количествах, что каждый сможет взять себе сколько пожелает.
     Островитяне вняли гласу пророка. Они оставили работу, стали без оглядки резать свиней и выбрасывать валюту белых в море. Эффект превзошел все ожидания. В 1941 году последователи Джона Фрума оставили школы и миссионерские церкви, покинули деревни и плантации и всем миром перебрались на жительство во внутренние районы страны.
     Экономика острова существенно пострадала. Колониальные власти не могли оставаться безучастными. Особенно их обеспокоили слухи о новых деньгах с изображением кокоса, которые Джон Фрум будто бы обещал принести во время своего второго пришествия.
     Администрация приказала арестовать самых ярых проповедников культа и отправить их в тюрьму на соседний остров, в столицу Новых Гебридов – Порт-Вилу. Так у новой религии появились первые мученики за веру, что еще больше подстегнуло ее развитие. Вскоре стало ясно, что никакие действия властей не в силах искоренить культ Джона Фрума.
     Но откуда же взялся этот пророк? Несмотря на то, что миф о нем насчитывает всего несколько десятилетий (первые упоминания о центральной фигуре культа встречаются в официальных документах, датированных 1940 годом), доподлинно неизвестно, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Ученые так и не сумели установить его личность.      Дело в том, что фамилия Фрум отнюдь не типична для англоязычных стран – Америки, Британии и Австралии.    Поэтому властям легко было установить, что в конце тридцатых – начале сороковых годов прошлого века такого военнослужащего или чиновника на островах не было. Однако антропологи выдвинули остроумную версию, что имя «Джон Фрум» – это искажение от «John from (America)», то есть Джон из Америки.
     Возможно, именно так называли себя американские солдаты в разговоре с островитянами. А поскольку в ряде островных диалектов «о» при транслитерации переходит в «у» – получился Джон Фрум. 
     Жрецы посоветовались и сказали, что для связи с предками нужна «мама-рация». Для этого выбрали самую упитанную красавицу, обмотали ее проволокой и устроили ритуальную пляску, во время которой выбранный «радист» танцевал с нею, взывая к предкам через ее пупок в стиле: «Небо, небо, я – земля!»  
Он улетел, но обещал вернуться…

      Случись вся эта история десятью годами раньше или позже, культ Джона Фрума наверняка заглох бы, как многие ему подобные. Но этой новой вере неожиданно повезло.     Примерно через год тысячи американских солдат высадились на архипелаге Новые Гебриды, ставшем удобным плацдармом в войне с Японией. Они быстро построили на острове всю необходимую инфраструктуру, к созданию которой привлекли и местное население. Туземцам платили за работу по двадцать пять центов в день и выдавали щедрые пайки. Склады американцев ломились от шоколада, кока-колы, сигарет… Такое богатство смущало умы островитян, питавшихся скудно и однообразно. Но еще больше их удивляло то, что среди пришельцев было много чернокожих парней, которые ели ту же еду, что и белые, жили с ними под одной крышей, управляли теми же автомобилями.     Островитяне восприняли это как проявление высшей справедливости (ведь миссионеры всегда держались особняком от местного населения). С того времени местный культ приобрел отчетливые американские черты.
     Островитяне верили, что Джон Фрум не оставлял их всю войну, и если бы не Америка, Япония подчинила бы Новые Гебриды себе. Туземцы считали Джона Фрума американцем: он выглядел и одевался, как другие американские солдаты. Он обещал, что после войны вернется на остров и приведет с собой корабли и самолеты, полные карго. Волна энтузиазма и всеобщего душевного подъема захватила местных жителей.    Долгожданный «великий катаклизм», обещанный пророком, должен был вот-вот наступить. А за ним ожидалось прибытие на остров самого Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что пророк прибудет из Америки на самолете, и сотни островитян стали готовить место для приземления железной птицы. Они расчистили от кустарника площадку в центре острова, соорудили на «аэродроме» символическую вышку из бамбука – день и ночь там сидели «диспетчеры», нацепив на головы деревянные муляжи наушников. На «взлетной полосе» верующие установили макеты самолетов, сделанные из подручных материалов – они должны были заманить на посадку божественный самолет Джона Фрума.
     Для связи с пророком была разработана удивительная «технология». Новоиспеченные жрецы культа не раз наблюдали, как белые переговаривались друг с другом по радио. Имитируя этот «ритуал», они выбирали из числа соплеменниц легко внушаемых женщин и обматывали их проводами. Туземные дамы впадали в транс и начинали нести околесицу, которую жрец «переводил» для островитян, толкуя «речи пророка», как ему вздумается.   Этот мистический элемент, необходимый в любой вере, хотя и возник позже, но вполне вписался в весьма рациональные базовые идеи культа.

В ожидании второго пришествия…

     В 1943 году американское командование, обеспокоенное стремительным развитием карго-культа, решило откреститься от него и направило на архипелаг Новые Гебриды специальную пропагандистскую миссию во главе с майором Самюэлем Паттеном. Миссии предстояло убедить островитян, что американские военные никоим образом не связаны с Джоном Фрумом. Однако операция провалилась. Более того, американцы и их союзники сами невольно подлили масла в огонь местных верований. При ликвидации военных баз они щедро раздали туземцам вещи и продукты со складов, исполнив тем самым мечту адептов новой религии. А на соседнем острове Эспириту-Санто они спихнули в море с обрыва ставшие ненужными вещи: остатки продовольствия, запчасти к самолетам, старые джипы, куски самолетных моторов и прочее оборудование. Местные жители до сих пор называют это место Мысом Миллиона Долларов и продолжают доставать со дна моря разный железный хлам и непочатые бутылки колы. Таким образом, карго-культ получил подпитку и продолжил свое развитие.
      После войны островитяне не стали сидеть сложа руки, ожидая возвращения пророка. Они развернули бурную деятельность по подготовке этой встречи. На северной оконечности острова вырубили лес и соорудили там некое подобие аэродрома для приема самолетов с карго.    Аналогичные работы велись и на других островах архипелага. Туземцы строили плетеные «диспетчерские вышки с антеннами», в которых сидели «диспетчеры» в наушниках из половинок кокосовых орехов, ставили столбы и вместо проводов натягивали между ними лианы и пеньковые веревки, махали разноцветными флажками, сделанными из крашеных циновок.
      В Папуа – Новой Гвинее островитяне, жившие неподалеку от столицы Порт-Морсби, надеясь хитростью заманить к себе самолет с карго, построили на вершине скалы свой «аэропорт», поставили там тростниковую модель самолета в натуральный размер и организовали круглосуточное дежурство у «взлетно-посадочной полосы». Однако предки не оценили стараний папуасов, и вожделенный самолет с карго все не прилетал. Надо как-то сообщить на тот свет, что у нас уже все готово, решили папуасы. Жрецы посоветовались и сказали, что для связи с предками нужна «мама-рация». Для этого выбрали самую упитанную красавицу, обмотали ее проволокой и устроили ритуальную пляску, во время которой выбранный «радист» танцевал с нею, взывая к предкам через ее пупок в стиле: «Небо, небо, я – земля!»
     Однако время шло, а самолеты и не думали садиться рядом с бамбуковыми вышками. Многие самолетопоклонники постепенно разочаровались в этой идее и вернулись в деревни к своим повседневным занятиям.
      Но не на острове Танна. Здесь туземцы продолжали верить, что однажды – 15 февраля неведомого года – Джон Фрум вернется на остров. Поначалу островитяне верили, что он прилетит из Америки на самолете, затем миф трансформировался. Более поздний «догмат» гласил, что Джон Фрум появится из жерла местного вулкана Ясур (что значит «старик») во главе армии усопших предков и принесет своим последователям мир, благоденствие и, конечно же, карго. Ясур – по мнению туземцев, не просто вулкан, а вместилище духа Джона Фрума. Глухой рокот, столбы пыли и ядовитых газов, извергающиеся из его жерла – свидетельство мощи божества. Вулкан словно напоминает туземцам, что однажды американец сдержит слово и доставит на остров груз. А пока что им нужно ждать и надеяться.

Как угодить божеству?

     Практическая сторона любой веры состоит в том, чтобы угождать своему божеству и таким образом заслужить его расположение. Жители острова Танна хорошо знали, что нужно делать. Убежденные в том, что отказ от национальной культуры прогневил Джона Фрума, многие туземцы вернулись к традиционному образу жизни и ритуальным церемониям, во время которых мужчины поют и танцуют, отбивая ногами ритм и размахивая длинными загнутыми палками-тока. Затем они разбиваются на пары и разыгрывают сценки из повседневной жизни: вырубку леса, рыбалку, охоту. Женщины и дети смотрят на это с умилением и гордостью. Следуя завету своего пророка, туземцы отказываются носить европейскую одежду и слушаться миссионеров, в свое время запретившим островитянам прибегать к магическим практикам и употреблению местных дурманящих напитков.
     Другая сторона культа, основанная на копировании «ритуалов» белых, привела к созданию удивительной организации. В 1957 году один из лидеров новой религии – жрец Накомаха – создал «Армию Танны», объединившую наиболее усердных адептов для ежегодного исполнения важного ритуала. Никаких военных действий эта армия не ведет. Но каждый год 15 февраля – в день, когда Джон Фрум должен явиться своим последователям – ее солдаты становятся участниками символического военного парада.
С утра в скромной деревушке, где хижины традиционно разделены на мужские и женские, собирается много народу, в том числе и белых людей. Перед зрителями по импровизированному «плацу» маршируют голые по пояс местные мужчины, на их смуглых спинах красуются буквы «USA», а на груди нарисованы военные медали. Многие надевают на головы плетеные травяные шлемы. Вооружены армейцы бамбуковыми муляжами штыковых ружей, острые кончики которых вымазаны красным, как и полагается побывавшим в деле штыкам.
     Принимает парад бородатый вождь племени с ленточкой через плечо. Перед ним – неотесанная жердь, на которой крепится выцветший американский флаг. В последние годы рядом с ним появились и другие флаги, поменьше (в наши дни это государственный флаг страны – теперь она называется Вануату, флаг бывшего колониста – Франции – и флаг австралийских аборигенов, которых местные жители поддерживают в борьбе за расовое равенство).
     Аборигены верят, что если они будут усердно молиться, однажды во время этого парада появится их божество и принесет старательным поклонникам не только зажигалки и тушенку, но и радио, холодильники, телевизоры, часы, лекарства…

конец статьи
Прямая ссылка на статью: http://avantyra.com/505 Отправить ссылку случайная статья

Феномен

Популярные статьи

 

Наверх