Мода Харадзюку: Праздник непослушания, который всегда с тобой
«В языке моды все является знаком, нет ничего инертного, все является смыслом и ничто его не получает». (Ролан Барт, «Система моды)
Одно из достопримечательностей японской столицы – квартал Харадзюку – с 80-х годов прошлого века слывет «модной меккой» мира. В этом удивительном месте каждый уик-энд можно увидеть совершенно необыкновенную странную молодежь, щеголяющую в немыслимых нарядах. Безумное смешение всех стилей, обилие ярких деталей, фантастический макияж, повторяющий образы любимых героев комиксов манга и мультиков аниме, полное пренебрежение мнением о существующих модных правилах и трендах и сотворение своих собственных – вот что исповедует молодежь Харадзюку. Любые попытки классифицировать и описать виды стилей и направлений этого уникального заповедника модного творчества – занятие неблагодарное.
Мода Харадзюку постоянно трансформируется. Дошло до того, что западные звезды поп-музыки сами стали подражать неформальной молодежи из далекой Японии. Гвен Стефани – пример яркий, но далеко не единственный.
Туристы, бывая в Токио, считают своим долгом побывать в Харадзюку, а многие из тех, кто работает в модной индустрии, ездят туда «за вдохновением». Когда-то русский композитор М.И.Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». В мире моды «народ» Харадзюку питает идеями именитых кутюрье-аранжировщиков. Но почему уже четвертое десятилетие не иссякает этот источник революционной новизны в моде, притом что в других странах тоже существует «уличная мода»? В чем же секрет Харадзюку?
Туристы, бывая в Токио, считают своим долгом побывать в Харадзюку, а многие из тех, кто работает в модной индустрии, ездят туда «за вдохновением». Когда-то русский композитор М.И.Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». В мире моды «народ» Харадзюку питает идеями именитых кутюрье-аранжировщиков. Но почему уже четвертое десятилетие не иссякает этот источник революционной новизны в моде, притом что в других странах тоже существует «уличная мода»? В чем же секрет Харадзюку?
Истоки модного взрыва в Японии нередко относят к середине ХХ века, к послевоенному времени. И не без оснований – именно там долгое время жили американские военные и служащие, за которыми с интересом наблюдала японская молодежь, впоследствии заинтересовавшаяся приметами «западного мира», но творчески их преобразившая. Но мы считаем, что все началось гораздо раньше.
Если мы вспомним японские гравюры, изображавшие мир позднесредневековой страны с ее уникальным социальным устройством и традициями, мы увидим, насколько яркой была одежда японцев, по крайней мере, тех, на кого общество желало равняться. Многослойные яркие кимоно со сложными рисунками, обилие красивых аксессуаров, театральность моды, интерес к макияжу (причем не только у женщин, но и у мужчин). Несколько столетий закрытая от внешнего мира страна радовалась буйству и разнообразию форм и красок. Но после революционных реформ императора Мэйдзи на рубеже XIX и ХХ веков Япония начала равняться на западный мир. А он жил по совсем иным модным правилам.
Почти на столетие в Японии воцарилась западная сдержанность и четкие стандарты, накрепко связавшиеся с традиционно строгой трудовой этикой японцев. Неожиданный новый расцвет послевоенной моды вернул одежде молодых японцев карнавальную яркость. Семена новой западной моды упали на благодатную почву известного во всем мире уникального «цветового слуха» японцев, их традиционной смелой элегантности и фантазии.
Идейного подтекста подражание молодежи Харадзюку каким-то популярным личностям – как реальным, так и вымышленным – не несет. Потому никому из старших не приходит в голову горевать и тревожиться из-за странных нарядов подростков: это форма творчества и способ самовыражения, а вовсе не какой-то манифест несогласия с «нормальным» миром и его законами. Юноши и девушки Харадзюку наряжаются для собственного удовольствия, это их хобби, позволяющее снять напряжение будней, занятых усердными учебой и работой – делу время, потехе час. Часто модники Харадзюку сами творят свои немыслимые наряды, ни одно предприятие фэшн-индустрии просто не смогло бы угнаться за их фантазией. И хотя немало модных магазинчиков в этом квартале торгуют необходимым для их безумной экипировки, их хозяевам, чтобы удержаться на плаву, просто обязательно надо быть такими же, как их клиенты.
Какими же?
Мода Харадзюку в самом общем виде описывается общим направлением «фрутс» - фрукты. Для них характерны сочные цвета, дерзкие сочетания предметов совершенно разного происхождения и стиля. Внутри «фруктовой» моды иногда можно заметить «подвиды». Стиль «лолита» - не нимфетка, скорее девочка-куколка викторианской эпохи, готическая лолита («гото рори») – она же, но в более мрачном антураже – героиня страшной сказки, у которой неизбежно будет счастливый конец.
Можно пытаться разобраться в особенностях направлений - «Visual kei», гангуро, косплей, кигурумин. А можно просто сказать «мода Харадзюку» - ошибки не будет.
Через неделю в квартал любимых модных тусовок любой может явиться в совсем ином образе и обличье – и никто не скажет, что он «своих предал».
Через неделю в квартал любимых модных тусовок любой может явиться в совсем ином образе и обличье – и никто не скажет, что он «своих предал».
Праздник игры, поиск себя в самых причудливых образах, раскрепощенное общение – вот что такое Харадзюку.
Типичные "фрукты" Харадзюку
А так одеты обычные японцы на улицах Токио. Хотя возможно, некоторые из них хранят в своем гардеробе наряды в стиле Харадзюку.